Председатель Верховного суда РФ Вячеслав ЛЕБЕДЕВ: “О переезде в Петербург говорить рано”
Неожиданное поручение Михаила Касьянова проработать вопросы по поводу возможного перевода высших судов в Санкт-Петербург и затем срочное аннулирование этого документа взбудоражило все судейское сообщество. Кстати, интересный нюанс: поручение разослали в суды в то время, когда сам глава правительства... пребывал в отпуске. А на пришедшем вдогонку отзыве вообще стоит подпись не Касьянова, а одного из замов руководителя правительственного аппарата.
Корреспондент “МК” попросил прояснить ситуацию председателя Верховного суда РФ Вячеслава Лебедева.
— Вячеслав Михайлович, перевод высшей судебной власти в Санкт-Петербург казался невероятным, и вот вам пожалуйста...
— А ничего не изменилось. Поручение председателя правительства отозвано, и в этой связи комментировать его незачем. Тут просто надо иметь в виду, что есть три закона. Первый — о статусе столицы Российской Федерации, где записано, что все федеральные органы государственной власти располагаются в Москве. Это в равной степени относится и к Верховному суду. Еще два федеральных конституционных закона: о Конституционном суде и о Высшем арбитражном суде. В них также предусмотрено, что месторасположение этих судов — город Москва. Так вот, чтобы начать разговор о переезде, сначала надо изменить эти законы.
— А мнение судей учитывается?
— Безусловно. Но я хочу сразу сказать, что это не какой-то соцопрос. Существует определенная процедура согласования. Проект закона с финансово-экономическим обоснованием вносится в Госдуму. Дума в свою очередь направляет эти документы в правительство, которое представляет заключение — поддерживает оно законопроект или нет. А уже затем эти документы рассылаются всем заинтересованным ведомствам. Поэтому, если до этого дойдет, у нас, конечно, будет возможность высказать собственную позицию.
— В российской истории были прецеденты, чтобы высшая судебная власть располагалась не в столице?
— Я, честно говоря, такого не припомню. Знаю, что когда столица была в Петербурге, судебные органы располагались там же.
— А что говорит мировая практика?
— В Германии, например, Верховный суд находится не в Берлине, а в Карлсруэ. Но он и до объединения Германии находился там же...
P.S. Надо ли говорить, что большинство российских судей относятся к идее переезда отрицательно? По их мнению, эта рокировка может “на целый год выбить работу судебных органов из колеи”. Кроме того, по некоторым подсчетам, переезд обойдется казне не меньше чем в 1 млрд. долларов.
МК ,
4.02.2004