|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Надзирать за конкуренцией, будет орган, созданный вместо антимонопольного министерства
23.01.2004 00:01
Борьба с картелями, ценовыми сговорами и прочими видами подавления конкуренции вскоре пойдет в России по новым правилам. На месте Министерства по антимонопольной политике появится специальный надзорный орган. Он сосредоточится на борьбе с крупными нарушителями, наказания для которых будут ужесточены.
Правительство одобрило вчера поправки в закон "О конкуренции", который принимал еще Верховный совет РСФСР в 1991 г. Компаниям с активами до 200 млн руб. не будет требоваться предварительного согласия Министерства по антимонопольной политике для сделок слияния и присоединения (раньше потолок составлял 20 млн руб. ). Компании с активами до 3 млрд руб. смогут объединяться в уведомительном порядке. Предварительное разрешение МАПа потребуется только для сделок, в которых участвуют компании с активами более 3 млрд руб. , причем чиновники должны будут дать ответ в течение трех месяцев. Хотя кабинет одобрил предложения МАПа, премьер Михаил Касьянов выразил недовольство тем, что ведомство потратило время на поправки вместо написания нового закона. Касьянов потребовал от министра Ильи Южанова представить в марте новую концепцию антимонопольного регулирования, а в мае - проект закона "О развитии конкуренции на товарных и финансовых рынках". "Министерство ваше мы в таком виде не оставим", - грозно предупредил Касьянов. У антимонопольного органа не будет статуса министерства, пояснил один из членов комиссии вице-премьера Бориса Алешина, отвечающего за ликвидацию избыточных и дублирующих функций ведомств. Полномочия по установлению тарифов связи перейдут от МАПа в единый тарифный орган, а заботиться о малом бизнесе по новой структуре правительства будет Министерство экономики. Антимонопольное ведомство, скорее всего, приобретет статус федерального надзора. За ним закрепят антимонопольное регулирование, защиту прав потребителя, пресечение недобросовестной конкуренции, политику на рекламном рынке и биржевую торговлю. Судьба МАПа может определиться уже к маю. Чиновник Белого дома не исключает, что указы президента по отдельным федеральным ведомствам могут появиться вскоре после выборов главы государства, назначенных на 14 марта. Он не стал уточнять, относится ли это к МАПу. Правда, сотрудник администрации президента считает локальные решения "крайне мало вероятными": "Это делалось [Путиным] по силовым ведомствам, но для гражданских ведомств реальнее пакетное решение [о реорганизации правительства]". При этом он замечает, что структура правительства и полномочия ведомств с администрацией президента согласовываться не будут: Путин и Касьянов договорятся напрямую. Реорганизация Южанова не пугает: "Это разумные предложения. Примерно такой круг [для ведомства] я очертил полтора года назад". "Мы не хотим полномочий силового органа, - поясняет замминистра Сергей Дудкин. - Мы лишь хотим иметь надежные механизмы для защиты субъектов рынка и возможность налагать санкции, соразмерные нанесенному ущербу". Вице-премьер Борис Алешин также считает, что отказ от разрешительного порядка при сделках должен сопровождаться ужесточением надзора. Министр экономразвития Герман Греф рассказал на заседании, как в Швеции антимонопольное ведомство посетило ночью подозреваемую фирму, изъяло компьютерные данные, после чего руководитель, нарушивший антимонопольное законодательство, сел на восемь лет. Окрыленный этим примером Южанов формулирует один из принципов будущего закона: "Переход на уведомительный порядок должен осуществляться при наличии противовесов - дознавательных функций и максимальных штрафов к нарушителям". Кабинет вчера поддержал идею увеличения штрафных санкций, которые будут определяться не в количестве МРОТ, а в процентах от оборота. Усиление антимонопольного надзора само по себе не вызывает протеста у гендиректора "ПромКонсалтИнвеста" Николая Ярового. Не страшит его и величина санкций, при условии, что фискальная функция ведомства реализуется исключительно через суд. "Чем меньше распорядительных и фискальных функций у чиновника, тем прозрачнее и динамичнее бизнес", - говорит предприниматель. Солидарен с позицией МАПа в части ужесточения санкций управляющий партнер адвокатского бюро "Райтен. Корпоративные правозащитники" Дмитрий Лысенко. Он напоминает, что и сейчас МАП вправе расторгать сделки через суд, но "доказывать нарушения законодательства трудно и долго": "Зачем отменять предварительное разрешение [МАПа], если сделок на $100 млн (3 млрд руб. ) в стране раз-два и обчелся? "
Ведомости ,
23.01.2004
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |