|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Президентские выборы 2004 года будут малозатратны
20.01.2004 00:01
В понедельник Центризбирком обнародовал сведения о движении средств на счетах избирательных фондов кандидатов в президенты. Предоставленные Сбербанком сведения по-своему удивляют: из 10 претендентов на кресло главы государства 4 вообще обходятся без денег, а остальные ведут свою кампанию крайне скромно.
ООО "Фудсейл" любит президента больше других По закону предельный размер избирательного фонда кандидата в президенты составляет 250 млн руб., а в случае проведения второго тура он увеличивается до 300 млн. До 14 марта - дня выборов - остается 54 дня, а по содержимому своих счетов никто из претендентов не приблизился даже к десятой доле разрешенного максимума. Лидером по размеру поступивших средств стал председатель Совета федерации Сергей Миронов со своими 5 млн руб., происхождение которых прозрачно как слеза младенца - это деньги мироновской же Российской партии жизни. На втором месте оказался Иван Рыбкин с 3,5 млн руб. Источник - пожертвования рядовых граждан. Количество граждан - 1. Кто - загадка. Путин на третьем месте - у него 2,28 млн руб. Деньги поступили от 6 юридических лиц: 3 из которых связаны с "Единой Россией", а вот другая тройка более чем любопытна. Здесь, к примеру, значится щедрое ООО "Дорстройтрест-М", следов которого обнаружить не удалось. Любопытно, что ООО "Фудсейл" на данном этапе - рекордсмен по количеству средств, перечисленных Путину: 800 тыс. руб. против средних 300 тыс., которые жертвуют отделения "Единой России". Еще более любопытно, что в списках компаний, занимающихся продажей или производством продуктов питания (вывод об этой сфере деятельности напрашивается из названия), ООО "Фудсейл" обнаружить не удалось. Дают нулевой результат и ключевые российские системы интернет-поиска. - ЦИК сейчас представил промежуточные данные, скорее всего в итоге компаний, перечисляющих средства, будет намного больше, и мы не обязаны знать всех, - говорят источники "Известий" в кремлевской администрации. Чуть больше ясности с другим жертвователем - КБ "БВТ" (коммерческий банк "Банк высоких технологий"). Средства на предвыборные кампании он выделяет уже не в первый раз - его участием были отмечены некоторые региональные выборы. Глава и основатель "БВТ" Александр Триф в свое время был вице-президентом банка "Югорский", а затем руководил "ИнтерТЭКбанком", который занимался кредитованием предприятий топливно-энергетического комплекса и впоследствии лопнул. Примечательный момент: деньги на избирательную кампанию Путина дает не сам "БВТ", а один из его филиалов - у банка их несколько в Москве и один в Саратове. Вровень по деньгам идут идеологические антиподы - у Сергея Глазьева и Ирины Хакамады по 1 млн. А вот происхождение разное: Хакамаде (как и Рыбкину!) деньги дал некий гражданин, а Глазьев внес на счет свои кровные. Больше всего удивил Виктор Геращенко - экс-глава Центробанка сам вложил в кампанию целую тысячу рублей (и пока не потратил ни копейки!). У остальных участников кампании на счетах пока нули. Даже у официально зарегистрированных Олега Малышкина и Николая Харитонова. "Известиям" Николай Харитонов объяснил: - Приходите ко мне, и я покажу вам мешки писем, которые приходят от людей. Разве дело в деньгах? Все равно административно-финансово-организационный ресурс не переплюнуть. То время, которое дадут в порядке жеребьевки, мы используем - это будет очень много времени. А деньги будут. На изготовление листовок, печатного материала. Разве только деньгами бороться? За нами - народ и правда. Не прячьте ваши денежки по банкам и углам Не менее интересно, на что тратятся средства фондов. Так, Владимир Путин почти 416 тыс. руб. израсходовал на организацию сбора подписей избирателей. В графе расходов указано около 90 получателей небольших сумм, большинство из них - региональные издательско-полиграфические организации. А напротив графы - сухо и официально "Израсходовано на финансовое обеспечение мер, направленных на сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов". Иногда к этому добавляется: "Изготовление и распространение аудиовизуальных и других информ. материалов". ФГУ ИПП "Правда Севера" на эти цели "съела" 3600 руб., а ГОУП "Кудымская типография" 600 руб. Меньше всего досталось от Путина газете "Эвенкийская жизнь" - 180 руб., а вот ООО "Единая торговая система "Канцлер" "срубила" 107 431 руб. 74 коп. У других кандидатов получателей гораздо меньше. Так, Ирина Хакамада отдала 52 000 руб. ООО "САВВА Плюс" на "иные расходы, непосредственно связанные с проведением избирательной кампании". Иван Рыбкин на то же отдавал деньги ООО "Индустрия и капитал" и фирме "Эльбрус". Сергей Глазьев тратился на ЗАО "Флоринда", ООО "Фреон", ООО "Товарищ". За Сергея Миронова на выборах при сборе подписей активно старалось ЗАО "Солид". Наградой ему были три хороших взноса - 535 000, 350 000 и 130 980 руб. Насколько эффективными окажутся эти траты кандидатов - можно будет судить по подписям, которые подготовят их подрядчики. Всего надо собрать 2 млн автографов граждан. Если Центризбирком сочтет автографы убедительными и кандидат получит "зеленый свет" - деньги из фондов ушли не зря. Хотя многие политтехнологи убеждены: сбор подписей некоторых кандидатов финансируется "черным налом". Деньги - это не ресурс - Никакая денежная составляющая не потянет против того административного ресурса, который уже задействован и будет задействован дальше, - считает глава Независимого института выборов Александр Иванченко. - Выборы по сути безальтернативны, поэтому-то у нас и такие кандидаты. Они даже всерьез не рассчитывают, что смогут аккумулировать необходимые финансовые ресурсы для полноценного участия в этой кампании. На этих выборах цена административного ресурса не идет ни в какое сравнение с финансовыми средствами, которые можно было бы задействовать в борьбе за результат. Действительно, потенциальные спонсоры (крупный капитал) понимают бесперспективность "вложения" в участников гонки. Зачем? Лучше переждать. - Пока идет своеобразный праймериз, прикидка, состоятся ли нынешние претенденты вообще как кандидаты, будут ли они официально зарегистрированы. После регистрации ситуация прояснится, - говорит Иванченко. Из новаций кампании: Сергей Глазьев решился на "американский эксперимент". Он обратился напрямую к своим избирателям с простой человеческой просьбой: пришлите денег кто сколько может! В США кандидат в президенты устраивает ужин со своим участием или обращается к своим сторонникам через письма. Распространенная и узаконенная практика. Пришлют или нет Глазьеву денег - мы узнаем, когда будет обнародован следующий финансовый отчет кандидатов. По крайней мере, фонд его уже на исходе. - Глазьев и на губернаторских выборах в Красноярском крае, и на выборах в Госдуму использовал "кооперативную технологию" участия в избирательной кампании. Сначала "кооперировался" с коммунистами, потом с другими партиями и блоками - это его тактика. Разумная и хорошо продуманная тактика. Сейчас он выбрал такой путь, поскольку считает, что так можно противостоять административному ресурсу, - считает Иваненко. За океаном - другие обороны По своим денежным ресурсам Владимир Путин серьезно отстает от своего американского коллеги. Президент США Джордж Буш, которому также предстоит борьба за переизбрание (правда, в ноябре, а не в марте) за 2003 год в свой предвыборный фонд собрал около $130,8 млн. Как заявил журналистам менеджер кампании Буша Кен Мелман, даже поставленная самим президентом задача - собрать в общей сложности $150-170 млн - не предел. На вопрос о том, намерен ли глава государства остановиться на этом рубеже, Мелман ответил уклончиво: "Время покажет". Главный же соперник Буша - демократ Говард Дин - собрал за прошлый год около $40 млн. Условно Дина можно сравнить с Глазьевым. Если наш отечественный претендент обращается к народу через телевидение, то американский - через Интернет. Однако Буш (как и Путин) вне конкуренции. Даже с учетом успехов Говарда Дина Буш опережает по объемам пожертвований всех 9 претендентов-демократов, вместе взятых. За прошлый год они аккумулировали в общей сложности $120,5 млн. При этом в отличие от действующего президента, у которого среди республиканцев соперников нет, демократы почти все свои деньги уже израсходовали (совсем как Глазьев!). По американским законам кандидаты могут наполнять свои избирательные фонды хоть на следующий день после выборов. В России - только с начала избирательной кампании. - У нас вполне адекватная отечественная система финансирования. Порядок финансирования - не показатель демократии. Нужно несколько компонентов (среди них прозрачное и открытое финансирование кампании), которые и гарантируют демократию. Финансовые фонды - это один из 10 сегментов, которые в совокупности характеризуют действующую избирательную систему, - считает Александр Иванченко. Есть еще один "денежный момент" американских президентских выборов, который очень перекликается с российским. Противники Буша пытаются противостоять его популярности и финансовой мощи (читай: административному ресурсу) не совсем обычными поступками. Известный финансист Джордж Сорос недавно объявил, что выделил около $12,5 млн из личных средств, чтобы не допустить переизбрания Буша.
Известия ,
20.01.2004
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |