|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Сергей Иванов спасает индийский рынок российского оружия
20.01.2004 00:01
Судьба тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», условия продажи которого Индии обсуждались почти десять лет, наконец определена. По всей вероятности, именно сегодня в ходе продолжающегося с понедельника в эту страну визита министра обороны России Сергея Иванова будет подписан пакет примерно из 20 контрактов. Причем сам авианосец, как сообщили Интерфаксу представители российского ОПК, будет передан Индии бесплатно. За деньги же пойдет оснащение корабля морской авианосной группой -- самолетами палубного базирования МиГ-29К, ремонт, модернизация, а также обучение экипажа. Министр обороны особенно подчеркнул, что все контрактные документы практически согласованы, принципиальных разногласий с индийской стороной нет. Г-н Иванов планировал посетить Индию еще 26--28 ноября прошлого года, однако визит был отложен из-за «технической неготовности к подписанию документов обеих сторон, и прежде всего индийской». Излишняя длительность переговоров объясняется просто -- стороны не сходились в цене. В конечном итоге общая сумма контракта составила, по разным оценкам, 1,5 -- 1,6 млрд долл. В нее не входит сооружение портовой инфраструктуры для базирования крейсера «Адмирал Горшков», возможные дополнительные поставки палубных истребителей. От российской стороны документ подпишут генеральный директор «Рособоронэкспорта» Андрей Бельянинов и новый глава РСК «МиГ» Валерий Торянин. Поставка полностью готового крейсера запланирована на 2008 год. В ходе визита Сергей Иванов встретится с премьер-министром Индии Аталом Бихари Ваджпаи, главой военного ведомства Джорджем Фернандесом, обсудит проблему взаимодействия в борьбе с международным терроризмом и распространением оружия массового поражения, посетит базу индийских ВВС и парашютно-десантную бригаду. Но главными будут все же вопросы военно-технического сотрудничества. Индия -- второй после Китая покупатель российского оружия. Сегодня реализуется несколько крупных контрактов. Это, в частности, поставка и лицензионное производство на индийских предприятиях многофункциональных истребителей Су-30МКИ, ракетно-пушечных танков Т-90С, совместными усилиями создается крылатая ракета «Брамос» (недавно успешно проведен ее испытательный пуск), Балтийский завод планирует в ближайшее время передать Индии фрегат, уже третий по счету, не имеющий аналогов в оснащении вооружением. Не менее внушительны перспективы. Россия передала индийским партнерам более 350 коммерческих предложений в области ВТС. В частности, по совместному созданию многофункционального самолета на базе Ил-214 с участием «Хиндустан Аэронотикс», КБ Ильюшина и корпорации «Иркут». Россия выражает готовность модернизировать находящиеся на вооружении индийской армии различные образцы оружия и военной техники. Действует подписанная в 1998 году программа военно-технического сотрудничества двух государств, рассчитанная до 2020 года. С 1960 года объем российско-индийского ВТС «тянет» на 33 млрд долл. Однако, несмотря на мажорность докладов об успехах в области ВТС, это все же внешняя сторона дела, закрывающая основную цель визита, которую обе стороны по понятным причинам не хотели бы афишировать. Дело в том, что после 2001 года, когда были заключены российско-индийские соглашения по Су-30МКИ, танкам Т-90С и вертолетам дальнего радиолокационного обнаружения Ка-31, новых контрактов не появилось. Но именно за эти годы Индия подписала ряд крупных контрактов о закупках военной техники нероссийского производства. Или ведет об этом переговоры. По мнению заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, Россия и не могла что-либо противопоставить частичной переориентации Дели на новые источники вооружений, прежде всего Францию и Израиль. У российского ОПК в ряде случаев просто не было конкурентоспособных предложений. Но даже там, где российская оборонка имела шансы на успех в продвижении своей продукции, она досадно проигрывала. Речь прежде всего идет о контракте на покупку французских легких истребителей «Мираж-200». Российские МиГ-29М/М2 индийцы отвергли скорее всего из-за не до конца завершенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, но в большей степени -- по причине не отлаженной системы послепродажного обслуживания. Примерно такая же картина с учебно-тренировочными самолетами, где тендер у российских МиГ-АТ выиграли британские «Хоуки» несмотря на значительно большую стоимость сделки и порядком устаревший дизайн британских самолетов. Беспилотные летательные аппараты, радары наземного и воздушного базирования, составляющие системы противоракетной обороны, даже корабельные зенитные ракетные комплексы -- все это Индия закупает не у нас. В последние два-три года для России возникла реальная угроза потерять значительную часть индийского рынка вооружений. Предотвратить это -- основная цель хождения за три моря главы российского военного ведомства. В его миссию входит убедить индийских военных выбрать российские, а не немецкие неатомные подводные лодки, склонить в нашу, а не поляков, пользу тендер по модернизации ЗРК С-125, а также заручиться согласием Дели на модернизацию самолетов МиГ-29 и танков Т-72С. Кроме того, чтобы покрепче привязать Индию, Сергей Иванов должен активизировать такие совместные проекты, как создание перспективного боевого авиационного комплекса, семейства военно-транспортных самолетов и серии ракет различного назначения. Как сообщили корреспонденту газеты «Время новостей» в Лиге содействия оборонным предприятиям, Россия готова предложить Индии даже одну-две атомных подлодки, хотя Сергей Иванов это публично отрицает. Успех переговоров станет своего рода критерием того, останется ли за Россией огромный рынок оружия или будет потихоньку ускользать от нее. Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» (проект 1143,4) заложен на судостроительном заводе в Николаеве в декабре 1978 года. Спустя ровно девять лет с именем «Баку» был передан ВМФ Советского Союза. Нынешнее название получил в 1991 году. Водоизмещение 44 570 тонн, длина 273 м, ширина 49 м, осадка10,2 м, скорость 30,7 узла. Автономность плавания -- 30 суток. Экипаж, включая летчиков палубной авиации, -- 1950 человек. Вооружение: четыре торпедных аппарата, ракетные комплексы «Базальт» и «Кинжал», две зенитные установки.
Время новостей ,
20.01.2004
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |