Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
У Минобороны образовался неожиданный профицит
11.12.2003 00:01

Cегодня на счетах Минобороны неиспользованные остатки средств по Гособоронзаказу составляют 24 млрд. рублей. Об этом на заседании бюджетного комитета Совета Федерации в минувший понедельник заявила Татьяна Голикова, замминистра финансов РФ. Если учесть, что весь Гособоронзаказ-2003 определен в 109,8 млрд. рублей, на последний месяц года перешла почти четверть немалых средств.

Ситуация на первый взгляд более чем странная. Как утверждал еще в январе замминистра экономического развития и торговли Владислав Путилин, Гособоронзаказ больше не требовал уточнений и дополнений. Особенностью Гособоронзаказа-2003 была его выверенность и согласованность между всеми заинтересованными ведомствами и организациями. Единственные коррективы - согласование цен на отдельные виды вооружений, которые должны были быть утверждены до конца мая.

Какие статьи бюджета военных закупок остались не исполнены, понять невозможно, поскольку 4 тыс. страниц Гособоронзаказа скрыты под грифом "Секретно". Известно лишь, что 60% военные планировали потратить на закупку, ремонт и модернизацию техники, оставшиеся 45,5 млрд. рублей должны были пойти на проведение НИОКР (3 тыс. проектов), а также на испытание и принятие на вооружение новых видов оружия. Первоначально число новых образцов определялось цифрой 200, но сами военные говорили о 120.

В этом году Гособоронзаказ был увеличен на 33,4%. Но история повторяется. В 2002 году, когда только отрабатывалась работа в условиях казначейского исполнения бюджета, тоже оставались большие неизрасходованные средства. Тогда списали на нерасторопность. Опыт этого года показывает, что такое положение вещей отнюдь не случайность, а определенная системность.

Эту системность не так давно объяснил аудитор Счетной палаты РФ Александр Пискунов (см. "НГ" #133, 2003 г.), возглавляющий направление по контролю расходов федерального бюджета на обеспечение национальной обороны. Говоря об изъянах в системе финансирования силового блока, он сказал: "В том правовом поле, которое у нас существует, любые средства будут уходить как сквозь песок. Мы наступаем на интересы людей, которые уже выстроили отношения заказчика и подрядчика, и тех, кто стоит за ними. Это и серьезные финансово-промышленные группы, и серьезные, скажем так, государственные чиновники".

Когда в последний месяц надо освоить 24 млрд. живых денег, тут уже не до проработки договоров, тендеров и конкурсов. И гораздо легче направить ассигнования "проверенным и надежным" подрядчикам. Кстати, в советские времена, когда деньги на оборону тратили не скупясь, сращивание интересов генералов-заказчиков и директоров-подрядчиков было обычным делом. И подарки возили, и "отдых" обеспечивали, и другие популярные формы дружеского взаимодействия использовали. Могли, например, генерала включить в лауреатский список.

Тогда порой на вооружение принимали "сырые" образцы. Сейчас идет борьба за ассигнования. И есть за что бороться. Гособоронзаказ дает права на 40% авансирования, право на повышенную рентабельность - 25%, освобождение от земельного налога. А с финансирования НИОКР 20% НДС не платится. Поэтому такой дикий дисбаланс - расходы на НИОКР почти равны расходам на модернизацию и закупки, а действительно новых образцов вооружений в год принимается едва три десятка, остальные - результат модернизации. Скорее всего под НИОКР верстается все, что удастся.

Гособоронзаказ абсолютно непрозрачен. Эксперты от ОПК считают, что в нынешней ситуации речь может идти о распределении заказов между ремзаводами, НИИ, КБ и производителями-конкурентами. Вертикально интегрированные отраслевые холдинги пока еще не созданы, и нет головных управляющих фирм, которые регулировали бы эту сферу изнутри. Как и нет закона о наделении "головников" лицензиями на производство оружия.

Впереди Гособоронзаказ на 2004 год, который предположительно возрастет на 20% по сравнению с 2003 годом. Если не будет создана система контрактации Гособоронзаказа, независимая от заказчиков и подрядчиков, "профицит" у Минобороны окажется еще выше.

НГ , 11.12.2003

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru