Это было первое после ареста главы ЮКОСа общение Путина в Кремле с иностранными бизнесменами — с российскими он уже встречался на съезде РСПП. И уже второй за последние месяцы случай, когда президент жестко и недвусмысленно высказался на тему забуксовавшего вступления России в ВТО.
Вообще-то европейские промышленники вчера трудились в Москве уже второй день — до встречи с Путиным они провели “круглый стол” со своими российскими коллегами. И даже успели поучаствовать в мини-скандале, когда Виктор Христенко и Герман Греф объявили о том, что расширение ЕС в 2004 году для России невыгодно, а европейцы пытаются замолчать все недостатки этого процесса для нас.
По традиции первым выступающим стал президент Путин. ВВП завел речь о самом болезненном для России. Он в мягкой форме повторил то, о чем говорили его подчиненные в первый день работы “круглого стола”: что грядущее расширение ЕС принесет-таки нам кое-какие проблемы, несмотря на заверение иностранных экспертов в обратном. Бумаги о расторжении двусторонних договоров, к примеру, приходят уже сейчас. Другой ключевой темой путинской речи стало вступление России в ВТО.
Правда, на сей раз в отличие от разгромного спича, который ВВП произнес в Екатеринбурге, форма подачи была более мягкой. “Позиция бюрократов Евросоюза неправильная и нечестная. Мы рассматриваем ее как выкручивание рук. Но руки у России все крепче и крепче. Их не выкрутить даже таким крепким партнерам, как в ЕС”, — заявил тогда Путин. “Россия из раза в раз сталкивается с неоправданно жесткими требованиями, которые фактически блокируют вступление РФ в ВТО. Хотя мы постоянно слышим заверения ЕС о поддержке этого процесса”, — это были слова президента вчера. Причина раздражения Владимира Владимировича все та же — требование европейцев повысить внутренние цены на нефть в РФ. ВВП в очередной раз дал понять, что отказываться от естественных преимуществ, таких же, как хорошая погода в тех странах ЕС, где развито сельское хозяйство, мы не собираемся. Реакция самих промышленников на слова российского главы была разной. Большинство слушали, глядя куда-то перед собой. Но у трех человек путинская речь вызвала живую реакцию — генсек ЕКС Вим Филиппа и председатель группы компаний “Мол” Золт Хернади стали что-то спешно записывать в блокнотах, а исполнительный директор “Чир—Кофиде” Карло Бенедетти развернулся к ВВП всем корпусом и очень внимательно прислушивался к его словам.
МК ,
3.12.2003