Сбербанк представил в ЦИК данные о том, как по состоянию на 31 октября расходовались средства из избирательных фондов партий. 250 млн. руб. — именно столько, и ни копейкой больше, может потратить партия на предвыборную кампанию. Из цифр видно: ни одно избирательное объединение не израсходовало даже половину отмеренной им суммы.
Между тем из фонда должны оплачиваться все без исключения предвыборные мероприятия: это и агитационные поездки кандидатов по стране, и аренда помещений для выступлений, и реклама в газетах, на радио, на ТВ, и многочисленные партийные сувениры, печатная продукция. А чего стоит только наружная реклама... Даже человеку неискушенному не может не показаться странным: денег партии вроде бы израсходовали относительно немного, а от наружной рекламы пестрит в глазах. На улице, в метро, в автобусах — везде она. И такая картина не только в Москве, но и по всей стране. Рекордсменом по “наружке” стала, пожалуй, “Единая Россия”. А ее лидеры Сергей Шойгу и Борис Грызлов неустанно колесят по стране. Между тем на все про все потрачено только 53,7 млн. руб. (1,8 млн. долларов).
В регулярных агитпоездках находится и Геннадий Зюганов. Возглавляемая им партия потратила на сегодняшний день 27,5 млн. руб., не войдя даже в первую пятерку рекордсменов по расходам. Правда, биллбордов и щитов с рекламой КПРФ в столице не видно, но зато коммунисты заказывают в больших объемах печатную продукцию. Например, красные брошюрки, в которых изложена программа партии и дан список кандидатов в депутаты с их биографией. “Яблочники” разбрасывают по почтовым ящикам в регионах брошюрки-агитки с указанием того, “за” и “против” чего выступает партия. И это не считая других затрат, в том числе пресловутой “наружки”.
Мы позвонили в несколько агентств по размещению наружной рекламы и рекламы в метро — и вот что выяснилось. Повесить в метро на месяц один несветовой щит размером 4х2 м стоит от 350 до 500 долларов, максимальных размеров световой щит — от 1500 до 2200 тыс. долларов. Cтоимость одного рекламного места для размещения стикеров в вагонах метро обходится от 35 до 105 долларов (в зависимости от линии метрополитена). Месячная аренда одного рекламного щита размером 3х6 в центре столицы стоит от 2,5 до 3,5 тыс. долларов; размещение одного биллборда может обойтись в сумму от 10 до 12 тыс. долларов. Конечно, расценки в регионах ниже, чем в Москве. Но если учесть, что крупные партии размещают “наружку” практически по всей стране, то затраты получаются весьма солидные.
По разным оценкам, предвыборная кампания реально обойдется каждому избирательному объединению в сумму, превышающую избирательный фонд в 4—8 раз. То есть в дело будет запущен (и запускается уже) “черный нал”.
МК ,
12.11.2003