|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Правила секретности
20.10.2003 00:01
Минэкономразвития хочет отнять у бюрократов право засекречивать все, что им хочется скрыть от общественности. Проект закона о служебной тайне впервые устанавливает четкий перечень сведений, которые могут снабжаться грифом "для служебного пользования", и описывает процедуру засекречивания такой информации. По мнению независимых юристов, документ не мешало бы сделать еще более либеральным.
Минэкономразвития предлагает принять закон о служебной тайне в пакете с законопроектом об информационной открытости органов власти. Законопроект об открытости уже согласован с ведомствами и внесен в правительство. В нем перечислены 37 видов информации, которые подлежат обязательному обнародованию, - от порядка деятельности госорганов и списка ответственных за выполнение конкретных функций до сведений о планах деятельности и законопроектов, внесенных в органы законодательной власти. Для чиновников, зажимающих информацию, предусмотрены наказания - от дисциплинарной ответственности до штрафов (10 - 20 минимальных размеров оплаты труда за необоснованный отказ выдать документ и 20 - 30 МРОТ за необоснованное отнесение документа к гостайне). Законопроект о служебной тайне Минэкономразвития собирается отправить на согласование с другими ведомствами, собрав отзывы от общественных организаций. Взятые вместе, оба законопроекта регулируют, на какой стадии подготовки документов чиновники обязаны их публиковать, отмечает первый замминистра экономического развития Михаил Дмитриев. "Каждый черновик, любую рабочую версию публиковать нельзя", - подчеркивает он. Вместе с тем общего порядка отнесения информации к служебной тайне сейчас не существует и каждое министерство и ведомство устанавливает перечень такой информации на свое усмотрение. "В правовом поле есть несомненная дыра, связанная с отнесением информации к служебной тайне", - соглашается глава департамента правительственной информации Алексей Горшков. К служебной тайне в обязательном порядке будет отнесена информация, передаваемая чиновникам на условиях конфиденциальности, персональные данные о гражданах и условия конкурсных поставок, предлагаемые участниками тендеров до подведения их итогов. Гриф ДСП может ставиться также на проекты документов, преждевременное обнародование которых "нанесет ущерб балансу жизненно важных интересов личности, общества и государства". К служебной информации будет запрещено относить сведения "об обстоятельствах, создающих непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей", "о состоянии здоровья лиц, замещающих государственные должности", "о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям" и т. п. По законопроекту в каждом органе власти появятся должностные лица, уполномоченные "секретить" информацию. Авторы проекта попытались заранее связать им руки. Чтобы отнести информацию к секретной, чиновникам придется сначала доказать возможный ущерб от ее преждевременного обнародования, объясняет начальник департамента Минэкономразвития Андрей Шаров. По его словам, в законе использована общепринятая в ЕС методика - harm-test, т. е. проверка рабочей информации на возможный ущерб. Регулированием спорных вопросов будут заниматься специальные комиссии по информации. Классические примеры служебной информации - объявление дефолта в 1998 г. и кадровые назначения. Опубликованные раньше времени, такие сведения могут нанести ущерб, говорит Шаров, а "когда решение принято, информация перестает быть служебной тайной". Независимые юристы полагают, что в законопроекте сохраняются лазейки для бюрократического произвола. Минэкономразвития предложило слишком сложную процедуру закрытия и раскрытия проектов документов, убежден профессор кафедры ЮНЕСКО Виктор Монахов. Вместо засекречивания всех кандидатов на госдолжности Монахов предлагает определить закрытый перечень должностей, кандидатуры на которые не следует обсуждать публично. Излишняя секретность вредит качеству документов, добавляет экономист из консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев. Формулировки законопроекта слишком часто позволяют чиновникам действовать "по усмотрению", а механизм опротестования их действий прописан слабо, полагает Монахов. "После того как 10 - 15 человек будут привлечены к ответственности за неправомерное закрытие или раскрытие информации, остальные будут осторожнее", - возражает Шаров. Недовольные неправомерным закрытием документов смогут обратиться в суд, говорит он. Монахов, однако, напоминает, что такая же возможность присутствует и в законе о гостайне, однако за 10 лет ни одного иска не было.
Ведомости ,
20.10.2003
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |