|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Президент передвинул флот
17.09.2003 00:01
Сегодня президенты Украины и России Леонид Кучма и Владимир Путин встретились на острове Бирючий в Азовском море, чтобы решить проблему статуса Азовского моря. Однако проблему Азова президенты так и не решили, зато справились с задачей куда более важной – решили судьбу присутствия российской военной базы в Крыму. При этом решение, как выяснилось, нашлось не самое выгодное для России.
Правда, вопрос все равно остается: почему Путин нарисовал на карте новую военную базу сразу после встречи с Кучмой. Либо Россия все-таки готовится уйти из Севастополя ранее оговоренного межгосударственным договором 2017 года (дата содержится в договоре “О порядке базирования ЧФ РФ” от 1997 года – “Газета.Ru”), либо наши военные просто заранее начали готовить плацдарм для частей, которые рано или поздно все равно уйдут из Крыма. Известно, что не только украинская оппозиция, но и официальный Киев (к примеру украинские военные) давно добиваются сокращения сроков присутствия российского флота в Крыму. Не секрет и то, что это требование поддерживается НАТО, о присоединении к которой мечтает Киев. Менее чем за месяц до встречи на Бирючем украинская оппозиция в последний раз инициировала в Раде обсуждение законопроекта о выдворении российских военных моряков из Севастополя. Российские военные пока не комментируют сегодняшний указ президента. Пока также неизвестно конкретное его наполнение: график создания новороссийской базы, комплектование частей базирования и многое другое. Что касается азовской темы, которую по протоколу и собирались обсуждать сегодня Кучма и Путин, там решительных политических прорывов вовсе не оказалось, несмотря на долгий приватный разговор двух лидеров. Напомним, азовскому вопросу больше десяти лет. Территориальные споры между Россией и Украиной начались сразу же после развала СССР в 1991 году. Первый и последний сдвиг произошел в 1998 году, когда Борис Ельцин и Леонид Кучма договорились считать Азовское море внутренними водами двух государств. С тех пор специально сформированная российско-украинская группа не смогла больше продвинуться в разрешении этой проблемы ни на шаг. Украинцы настаивают на разграничении водного пространства Азова по срединной линии, в противном случае угрожают самостоятельно установить линию территориальных вод. Конвенция ООН по морскому праву от 1982 года предусматривает, что водная поверхность, лежащая за пределами 12-мильных территориальных вод, считается международными водами, где разрешено свободное судоходство. Понятно, что России крайне невыгодно, чтобы вблизи ее границ курсировали военные корабли третьих стран (пусть даже гипотетически, так как глубина Азовского моря не позволяет входить в него судам с глубокой осадкой). “Другой режим позволит внерегиональным государствам или государствам региона, напрямую не связанным с Азовом, чувствовать здесь себя если не хозяевами, то полноправными участниками процесса”, – подчеркнул Путин в интервью региональным российским СМИ. Москва предлагает свой вариант размежевания – разделить только морское дно, а воду не трогать. Дело в том, что если уступить требованиям Киева и разграничить поверхность по прямой линии, России достанется всего лишь треть Азова. А делить поровну – значит делить по ломаной линии, что противоречит нормам международного права. Помимо статуса Азова, существует еще и проблема принадлежности Керченского пролива, который соединяет Азовское море с Черным. До последнего времени судоходство по проливу осуществлялось по Керчь-Еникальскому каналу (КЕК), который находится под управлением Украины, и двум российским фарватерам № 50 и № 52. КЕК – самый глубоководный канал и в состоянии пропускать суда осадкой до 8,2 м, чем вовсю пользуется Киев, беря за проход судов двойную плату. Украина поделила Керченский пролив, не проконсультировавшись с Москвой. А когда Россия обеспечила проход судов по другим фарватерам без захода на КЕК, Украина разразилась нотами протеста. В 1999 году Киев объявил даже, что в одностороннем порядке вводит линии охраны государственной границы в Керченском проливе. Москва продолжает настаивать на том, что никаких границ ни в Керченском проливе, ни в Азовском море нет, так как переговорный процесс еще не завершен. Минтранс РФ уже предложил Киеву создать межгосударственную компанию по эксплуатации судоходных путей Керченского пролива, однако ответа пока не получил. В распоряжении “Газеты.Ru” оказался отчет об итогах последнего заседания подкомиссии по пограничным вопросам 16 июля 2003 года. “Украинская делегация продолжает упорно стоять на прежней позиции разграничения Азовского моря и Керченского пролива и в качестве аргументов приводит различные доводы о нарушениях безопасности мореплавания судами якобы по вине российской стороны. Прослеживается стремление Украины к осуществлению единоличного контроля за движением судов в Керченском проливе”, – говорится в документе. Судя по тому, что Путин и Кучма не стали комментировать состоявшиеся переговоры по Азову, никаких подвижек сторонам добиться не удалось. Уже прибыв в Ейск, Путин сказал лишь, что переговоры идут сложно. “Предстоит кропотливая работа по урегулированию правового статуса границ, режимов проливов, юридических аспектов использования акватории и ресурсов Черного и Азовского морей”, – заявил он. “Вопрос слишком политизирован”, – заметил в интервью “Газете.Ru” зампред думского комитета по делам СНГ Вячеслав Игрунов. “В принципе, я не вижу больших проблем в том, чтобы свободную поверхность использовать совместно и провести демаркационную линию только по дну”, – заявил Игрунов. По его словам, “России и Украине нечего делить, а нужно вместе заботиться о сохранности этого уникального природного водоема”. Угрозу Киева самостоятельно поделить Азов Игрунов считает смешной: “Я не представляю, какие посторонние суда смогут входить в Азовское море. Россия и Украина так тесно соприкасаются друг с другом, что даже для двухмильной полосы нет места, не говоря уже о нынешних нормах. Там нет никаких миль”.
Газета.Ру ,
17.09.2003
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |