России может дорого обойтись членство в Международной организации по борьбе с преступными доходами (FATF). Юристы предупреждают, что, если наша страна изменит законодательство так, как рекомендует FATF, о презумпции невиновности здесь можно будет забыть. FATF уверяет, что не будет требовать буквального исполнения своих советов, но наши финразведчики уже пообещали полностью внедрить их в российское законодательство к лету 2004 г.
На следующий день после принятия России в FATF, 21 июня 2003 г. , эта организация утвердила новую редакцию "40 рекомендаций" по борьбе с отмыванием преступных доходов. Месяц спустя председатель Комитета по финансовому мониторингу (КФМ) Виктор Зубков заявил информагентствам, что обновленные рекомендации будут полностью оформлены в виде поправок в российское законодательство к июню следующего года, а основные поправки в законодательство могут быть приняты осенью 2003 г. КФМ уже направил в правительство поправки в статью 174 Уголовного кодекса, которые вводят наказание за легализацию преступных доходов независимо от отмытой суммы. В ближайшие дни КФМ доработает поправки к закону о противодействии легализации преступных доходов, которые обяжут юристов, нотариусов и агентов недвижимости предоставлять комитету информацию о своих клиентах, сообщила пресс-секретарь КФМ Наталья Коновалова.
"Если КФМ выполнит свое обещание и полностью внедрит рекомендации FATF, то нас ждет еще много неприятных сюрпризов - к примеру, отказ от презумпции невиновности", - говорит партнер юридической компании "Джон Тайнер и партнеры" Валерий Тутыхин. В рекомендации N 2 странам - членам FATF предлагается доказывать вину по составу "отмывание денег " с помощью "объективного вменения". "На практике это выглядит так: банковский клерк отправляет платежку, которая участвовала в легализации преступных доходов. Несмотря на то что клерк мог ничего не знать о цели этой платежки, объективно он способствовал отмыванию - этого будет достаточно, чтобы предъявить ему уголовное обвинение", - поясняет старший юрист компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Леонид Кравчинский. По его словам, объективное вменение противоречит российской Конституции и Уголовно-процессуальному кодексу. "В нашей стране оно в последний раз практиковалось в процессах 1937 г. , когда граждан, исходя из "объективных обстоятельств", зачисляли в пособники империализма", - говорит Кравчинский.
"Новым инструментом отъема частной собственности без суда" называет Тутыхин третью рекомендацию FATF. Она предлагает членам организации предусмотреть в законодательстве "возможность конфискации легализованного имущества, доходов от легализации, инструментов (средств) , которые были использованы или которые намеревались использовать для отмывания денег, либо имущества аналогичной стоимости". Причем доходы и имущество от легализации предлагается конфисковать без обвинительного приговора суда. А чтобы избежать конфискации, обвиняемый сам должен доказать законное происхождение средств.
Исполнительный директор FATF Патрик Мулетт заявил "Ведомостям", что жесткость антиотмывочных мер продиктована тем, что "относится не к обычным гражданам, а к преступникам". "Иногда сам по себе факт принадлежности к организованной преступности является достаточным поводом переложить бремя доказательства с обвинения на обвиняемого. Иногда очевидно, что речь идет о члене организованной преступности, а доказать вину по конкретному преступлению невозможно. Эти меры - просто способ сделать борьбу более эффективной", - говорит чиновник. Правда, он не смог назвать ни одной страны, которая бы узаконила конфискацию имущества без приговора суда или применяла бы "объективное вменение".
Коновалова из КФМ уверяет, что комитет не собирается буквально следовать рекомендациям международных борцов с отмыванием денег. "У нас нет формальной обязанности выполнять эти рекомендации", - говорит Коновалова, но признает, что "FATF регулярно отслеживает расхождения между "рекомендациями" и национальным законодательством и указывает на них странам-членам". Патрик Мулетт подтвердил "Ведомостям", что "странам рекомендуется выполнять только те рекомендации, которые вписываются в национальные нормы".
Однако Тутыхин из "Джон Тайнер и партнеры" говорит, что у FATF много неформальных способов оказывать давление на правительства - например, рассылать свои негативные заключения в международные клиринговые центры, вызывая у них повышенное внимание к платежам банков из недостаточно "послушной" страны.
А заместитель председателя банковского комитета Госдумы Игорь Анненский прогнозирует, что Дума скорее всего "примет декларацию, которая устроит FATF", но на деле одиозные рекомендации выполняться не будут.
Ведомости ,
10.09.2003