Лениградская Правда
3 DECEMBER 2024, TUESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Некоторые офицеры ВМФ не согласны с официальной точкой зрения на гибель подлодки К-159
31.08.2003 00:01
Август и в нынешнем году стал поистине "черным". Начался чудовищным взрывом госпиталя в Моздоке, завершился очередной катастрофой подводной лодки в Баренцевом море. Элементарная технологическая операция при вполне сносной по местным меркам погоде закончилась трагедией. Во время буксировки на утилизацию вблизи острова Кильдин затонула давно списанная атомная подлодка (АПЛ) К-159. Погибли находившиеся на ее борту девять моряков, еще одного удалось спасти. Спешно прибывший на место происшествия министр обороны Сергей Иванов практически повторил свои слова, сказанные несколько дней назад после столкновения и гибели двух военных вертолетов на Дальнем Востоке: "Причиной трагедии стали элементарное легкомыслие и надежда на русский "авось". Подлодка К-159 была тринадцатой за этот год, отправленной из дивизиона отстоя в Гремихе на утилизацию. Те из них, что поновее, тащили известным автомобильным способом, а совсем старые, такие, как К-159, буксировали при поддержке понтонами. И в недрах каждой из экс-субмарин находился небольшой экипаж - для осмотра отсеков и контроля за буксирными устройствами. Все предыдущие благополучно добрались до места назначения. Тринадцатый рейс, словно подтверждая злой рок, висящий над этим числом, завершился трагедией. Руководители Министерства обороны и ВМФ полагают, что в ходе транспортировки подлодки были допущены элементарные нарушения положений действующих документов по организации буксировки морских судов. Некоторые поспешили объявить и имя якобы прямого виновника ЧП - начальника штаба дивизиона отстоя подводных лодок в Гремихе капитана второго ранга Сергея Жемчужного. Однако мнения специалистов далеко не однозначны. Например, бывший заместитель командующего 11-й флотилией подлодок Северного флота, когда-то размещавшейся в Гремихе, впоследствии командующий Черноморским флотом адмирал Эдуард Балдин не согласен, что нынешнюю трагедию надо списывать именно на ошибки и своеволие местных морских начальников. "Это был так называемый "межбазовый переход", - сказал Балдин корреспонденту "НГ", - план которого утвержден командующим Северным флотом. В этом документе должны быть расписаны все необходимые детали перехода". Оценивая техническое состояние отправленной в последний путь АПЛ, Балдин не скрывает недоумения: "Не могу понять - зачем на лодку надо было сажать людей?! К-159 представляла собой железную бочку: холодную, без освещения, дырявую, без средств спасения, водоотливных устройств. Утверждают, что находившийся на лодке личный состав представлял собой швартовую команду, однако не бывает швартовых команд, состоящих из одних офицеров. До места гибели К-159 буксировалась почти сутки. И все это время люди там и сидели - в этой холодной и темной трубе. Я не уверен, что они даже пищей были обеспечены в достатке". В сообщении о трагедии сказано, что в ночь с 29 на 30 августа при шторме оторвались понтоны, с помощью которых буксировали лодку, в результате чего она потеряла устойчивость и затонула. Однако адмирал Балдин полагает, что "никакого шторма в это время не было. Трехбалльное волнение и ветер 15-20 метров в секунду - самая обычная погода для этой части Баренцева моря в это время года. При такой погоде мы даже практические торпеды из воды поднимали". Есть вопросы к официальной точке зрения на трагедию и у действующих морских офицеров. В частности, высокопоставленный источник в Минобороны, пожелавший остаться неизвестным, заявил корреспонденту "НГ": "Люди на буксируемой лодке, конечно, должны быть - в целях контроля за отсеками и буксирными устройствами. Но потеря продольной устойчивости не бывает мгновенной. Нарастание дифферента требует определенного времени. Для разных типов подлодок существует свой "угол заката". Для проекта 627А, к которому относится К-159, он составляет 12 градусов. После достижения этого значения уход АПЛ под воду может быть мгновенным. Однако, пока он нарастал, людей надо было с лодки снимать. Почему этого не сделали, должно показать расследование". Согласно распоряжению министра обороны Сергея Иванова вчера во всех частях и соединениях Северного флота и в Мурманской области был день траура по погибшим морякам лодки К-159. Губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов распорядился выделить 115 тысяч рублей на оказание помощи семьям членов экипажа АПЛ. Тем временем следователи Главной военной прокуратуры приступили к допросам представителей командования Северного флота. "Стрелочников мы искать не будем. Но расследование будет вестись, невзирая на чины и звания должностных лиц", - заявил в воскресенье Сергей Иванов на борту ракетного крейсера "Маршал Устинов", находящегося в районе гибели К-159. По факту гибели АПЛ возбуждено уголовное дело по статье "нарушение правил кораблевождения" в отношении должностных лиц Северного флота. В субботу по ходатайству руководства флота и главного военного прокурора министр обороны отстранил Сергея Жемчужного от занимаемой должности до завершения следствия. Главный вопрос, на который капитану второго ранга придется отвечать, - почему отсутствовал надлежащий контроль за транспортировкой лодки. Военная прокуратура уже установила, что Жемчужный вопреки неблагоприятному гидрометеорологическому прогнозу принял решение о выходе в море. Известно также, что затонувшую подлодку должны были отбуксировать и утилизировать еще в 2002 году. Позже эта операция была перенесена на июль нынешнего года, а фактически переход начался только в минувшую субботу. Сейчас К-159 в горизонтальном положении лежит на глубине 238 метров с креном в три градуса на левый борт. У лодки открыт рубочный люк. Несмотря на то что шансов на спасение семи членов экипажа фактически нет (тела двоих из девяти найдены), командующий Северным флотом Владимир Куроедов заявил, что поисковая операция будет продолжаться еще несколько суток. Часть следственной группы находится на судах сопровождения и буксире, который участвовал в переходе. Александр Савенков сообщил, что на этих судах "изымаются документы и изучается обстановка". Вчера утром министр обороны дал команду научно-исследовательским организациям Военно-Морского флота начать подготовку технического проекта на подъем подлодки. "Это вполне реально, поскольку по своему водоизмещению К-159 примерно в четыре раза меньше, чем АПЛ "Курск", - заявил Сергей Иванов. Одно из центральных мест в подготовке к подобной операции, если таковое решение будет принято, несомненно, займет изучение поведения энергетической установки российского атомохода в экстремальных условиях. Как и следовало ожидать, экологические организации немедленно выразили крайнюю обеспокоенность в связи с гибелью К-159. В частности, представители природозащитной организации Bellona не исключают, что утечки из реакторов затонувшей АПЛ уже начались. Ядерный реактор подлодки К-159 был заглушен в штатном режиме еще несколько лет назад. "Заглушен - это значит, регулирующие решетки стоят в самом нижнем положении, что исключает возникновение самопроизвольной цепной реакции при штатном расположении тепловыделяющих элементов, - подчеркнул в беседе с корреспондентом "НГ" специалист Минатома РФ, попросивший не называть его имени. - Самый принципиальный вопрос сегодня - имелось ли на борту К-159 ядерное топливо? Пока по этому поводу информация весьма противоречива". Как известно, сегодня на дне Мирового океана лежат около 10 советских и американских атомных подводных лодок с топливом на борту, что до сих пор не вызвало никакого радиоактивного заражения. Однако эксперты отмечают, что воздействие морской воды на ядерное топливо еще недостаточно изучено. Так, по некоторым оценкам, критическая масса плутония в морской воде составляет всего 0,5 кг, а критмасса урана-235 - 800 граммов.
НГ , 31.08.2003

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru