Минсвязи планирует через три-четыре года создать национальный оператор "Почта России", а к 2010 году - сократить сроки доставки почты до уровня мировых стандартов. Эта программа реформирования отрасли оценивается чиновниками в 1 млрд. долларов. Не имея возможности финансировать развитие государственных почтовых предприятий, Минсвязи решило ограничить работу в отрасли коммерческих компаний, у которых есть деньги. В итоге российским гражданам придется ждать «быстрой» и «дешевой» почты еще семь лет, пока чиновники не закончат создание нового почтового монополиста.
Российская государственная почта серьезно отстала от западных стандартов. Срок доставки письма растягивается на несколько недель, а то и месяцев, в то время как сроки доставки должны составлять от 3 до 20 дней в зависимости от региона. А в странах Евросоюза письма доставляются адресату уже на следующий день.
Причина низкого уровня развития российской почты связана с тем, что вся ее инфраструктура (сортировочные центры, транспорт и технологии) безнадежно устарела, поэтому почтовики вынуждены более чем на 90% использовать ручной труд низкооплачиваемых почтовых служащих. При таком уровне организации госпочты россияне прибегают к ее услугам нечасто, хотя потенциал российского почтового рынка огромен. По оценке экспертов, в 2001 году на одного россиянина приходилось в среднем 8 писем, в то время как в США - 700, Германии - 252, Чехии - 68, в Бразилии - 26.
Почта отстает и от российских компаний связи - по доходам. По данным Минсвязи, в суммарном доходе от услуг связи всех российских операторов в 2002 году почте принадлежало 7,3%, то есть 19,965 млрд. рублей. При этом около 75% почтового рынка приходилось на долю госпочты.
Чтобы приблизить развитие российской почти хотя бы к Бразилии, Минсвязи каждый год объявляет о своих новых проектах по ее реформированию. В марте 2002 года Минсвязи представило в правительство концепцию по формированию единого национального почтового оператора ФГУП 'Почта России', объединив более 40 тысяч действующих почтовых отделений по всей стране. По замыслу чиновников, новый почтовый монополист, способный составить достойную конкуренцию коммерческим компаниям, будет создан в ближайшие 3-4 года.
На этом бумажное творчество Минсвязи не закончилось - в начале июня этого года министерство представило еще одну концепцию, теперь уже по реформированию всего почтового рынка России. Главная цель этого проекта - помочь государственной почте к 2010 году сократить нынешние сроки доставки писем в 2-3 раза и приблизиться к мировым стандартам, то есть в столицах этот срок не должен превышать трех дней, в регионах страны (в том числе и в отдаленных) - неделю.
Идеи министерства могут стать реальностью, если провести полную модернизацию почтовых предприятий, заменив ручной труд многочисленных сотрудников на автоматизированные линии обработки и доставки почты. Через год-полтора Минсвязи планирует создать национальную транспортно-логистическую госкомпанию, которая станет основой для организации новых транспортных маршрутов почтовиков на всей территории страны. Как пояснили ГАЗЕТЕ в Минсвязи, внедрение логистики позволит не только ускорить пересылку почтовых отправлений, но и даст возможность госпочте заработать на обслуживании коммерческих компаний. Вложения в национальную почтовую транспортную компанию, по некоторым оценкам, могут окупиться за пять лет.
На реализацию этих грандиозных проектов почте потребуется не менее 1 млрд. долларов. Однако у почтовиков нет этих денег, как нет и планов по срокам реализации проектов и источникам их финансирования.
Не имея возможности найти средства для развития почтовых госпредприятий, Минсвязи не дает возможности работать тем, у кого деньги для этого есть, создавая искусственные ограничения для коммерческих компаний. В частности, международные компании, предоставляющие экспресс-услуги (перевозка и доставка почты и грузов в любой город мира за 2-3 дня), «отпугнул» дополнительный ежегодный сбор в размере 0,3% от дохода, собираемый с 2000 года со всех компаний связи, работающих в том числе и на почте. В итоге таким компаниям как DHL или UPS стало невыгодно иметь почтовую лицензию, и они вынуждены предоставлять те же услуги экспресс-почты, что и ранее, но по более высоким транспортным тарифам.
Недавно бизнес лишился самого «лакомого» кусочка на почтовом рынке. После долгих судебных разбирательств госмонополию на самый доходный вид почтовых услуг - международную экспресс-почту (тарифы на нее не регулируются МАП) - получило госпредприятие ФГУП «Международный почтамт». Это предприятие впоследствии войдет в «Почту России». Компании «ЕМС-Гаранпост», занимавшейся экспресс-почтой по приказу самого Минсвязи с 1996 года, оставили право работать лишь на внутреннем рынке - междугородней экспресс-почты.
Газета ,
3.08.2003