Министр обороны Сергей Иванов намерен вернуть армии гауптвахту, отмененную год назад президентом Владимиром Путиным. Солдатские матери, которые добивались ее отмены, категорически против. В Минобороны считают, что без "губы" командиры практически не могут воздействовать на нерадивых подчиненных. Редкая неделя обходится без побега солдат, в том числе и с оружием в руках. Сами офицеры говорят, что после отмены гауптвахты у них осталась только одна мера поддержания дисциплины и порядка в армии - рукоприкладство, что преследуется Уголовным кодексом: за прошедший год 300 офицеров и один генерал осуждены за мордобой. Общепринятые в мире армейские институты вроде военной полиции у нас пока создавать никто не намерен.
Сергей Иванов признался, что от офицеров и командиров постоянно поступают рапорты о необходимости дать им возможность эффективного воздействия на недисциплинированных военнослужащих. «Все, что в основном имеется у командира по уставу сейчас, - это наряд вне очереди, выговор или строгий выговор, но это же просто смешно», - говорит министр обороны.
Новая система арестов, по его словам, не будет просто возвратом к практике гауптвахт. Она будет отличаться соблюдением абсолютно всех норм права, в том числе международного. Министр привел пример, когда без немедленного ареста обойтись просто невозможно: на корабле в открытом море. "Очевидно, что в таком случае командир не будет поворачивать корабль к берегу, чтобы взять у судьи санкцию на арест". И добавил, что нельзя применять в армии все нормы гражданского уголовного права.
Между тем именно это сделал ровно год назад Владимир Путин. Президент подписал указ № 671, отменивший статьи общевоинских уставов, согласно которым командиры могли арестовывать своих подчиненных и направлять их на гауптвахту. Раньше командир мог посадить солдата за любую, даже самую мелкую провинность. Теперь же, по словам главного военного прокурора Александра Савенкова, необходимо изменение законодательства, согласно которому право на арест будет иметь не командир, а по его представлению специальные дисциплинарные суды.
В Министерстве обороны считают, что вопрос решится, когда будут приняты новые общевоинские уставы. В частности, в обновленной редакции Дисциплинарного устава определен новый порядок наложения на военнослужащих ареста с содержанием на гауптвахте. В проекте документа предлагается, что теперь это будет делать не командир, а специальные дисциплинарные суды по представлению командира части.
Данное положение нужно прописать в российском законодательстве. Созданная в Минюсте России при участии Минобороны межведомственная рабочая группа еще в 2001 году подготовила проект федерального закона «О дисциплинарном аресте военнослужащих», но из-за недоработок он пока не дошел до Госдумы. В этом документе определены положения, касающиеся содержания военнослужащих на гауптвахте, в том числе более «демократичный» распорядок дня и оборудование гауптвахт.
По словам экспертов, главное противоречие законопроекта в том, что если система гауптвахт в войсках будет возрождена, то придется более чем в два раза увеличивать число военных судей в гарнизонах. А они сейчас по плану военной реформы, наоборот, сокращаются.
В итоге солдаты продолжают бегать, а офицеры - их бить. В прошлом году за рукоприкладство были осуждены 300 офицеров и один генерал. По данным Военной коллегии Верховного суда, в структуре приговоров военных судов доля осужденных по статье 286 ч. 3 пункты А и Б (превышение власти с применением насилия, повлекшее тяжкие последствия) увеличилась почти в 3 раза по сравнению с 1997 годом. Как считают в Верховном суде, это напрямую связано с лишением командиров возможности подвергать подчиненных аресту.
По словам ответственного секретаря Союза комитетов солдатских матерей Валентины Мельниковой, их организация боролась за отказ от практики ареста солдат-срочников с конца 80-х годов и в итоге добилась отмены произвола командиров. Теперь, по словам Мельниковой, военные под предлогом помощи со стороны военных судов хотят это возродить снова.
Часть военных экспертов считают, что относительно безболезненно эту проблему может решить только создание военной полиции, которая боролась бы с нарушителями в погонах без санкции суда. Офицерам тогда не надо было бы ломать голову над тем, каким способом отрезвить пьяного солдата (кулаком или ледяным душем), а солдатам не пришлось бы бегать в комитеты солдатских матерей.
СПРАВКА
Военная полиция существует в армиях большинства развитых государств - США, Великобритании, Германии, Канады, Израиля, Италии, Франции, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии, Австрии, Японии и других. Самый большой контингент военных полицейских в США – около 80 тысяч человек. При разных принципах организации и структуры военная полиция занимается одним и тем же - поддержанием законности и правопорядка в армии. В ее задачи входит обеспечение порядка, охрана объектов, оказание помощи командирам в работе с личным составом, расследование преступлений, конвоирование и даже регулирование дорожного движения. Кроме того, военная полиция выполняет определенные правительственные задания, например охраняет посольства. В зоне боевых действий военным полицейским поручают охрану от вражеских разведчиков и диверсантов, контроль за местным населением, управление делами военнопленных.
Газета ,
28.07.2003