Структуры Олега Дерипаски скупают в крупных регионах России "печатные" киоски. Слухи об этом ходили с момента известия о покупке "Базовым элементом" в мае 2002 г. компании "Роспечать", лидера российского рынка подписки. Но только вчера представители "Базэла" впервые сообщили о своих амбициях на розничном рынке периодики.
Холдинг Олега Дерипаски "Базовый элемент" ( "Базэл") поэтапно выстраивает структуру по распространению печатной продукции и сопутствующих товаров. В мае 2002 г. стало известно о покупке "Базэлом" ОАО "Агентство "Роспечать", ведущего в России агентства по распространению периодики по подписке. В ноябре было объявлено о приходе "Базэла" на рынок экспресс-доставки путем покупки компаний "Руско", "Пони Экспресс" и "Эльф-91". Об интеграции этих активов в рамках отдельной компании было объявлено полтора месяца назад.
Киоски "Базэла", торгующие газетами, журналами и сопутствующими товарами, уже есть в Тульской и Ростовской областях, Краснодарском и Ставропольском краях, в городе Новосибирске. Как рассказал "Ведомостям" замгендиректора агентства "Роспечать" Александр Альперович, сведения о розничных активах будут содержаться в проспекте эмиссии корпоративных облигаций "Роспечати", который планируется опубликовать осенью.
По словам Альперовича, все приобретенные региональные агентства по распространению теперь принадлежат непосредственно "Роспечати", а сделки совершали, как правило, брокеры. Суммы ни одной из сделок он не назвал. "Мы создаем общероссийскую сеть киосков по торговле прессой в основном из тех, которые когда-то принадлежали "Союзпечати", - сообщил Альперович. - На сегодня у нас около 2000 торговых точек".
По мнению управляющего директора агентства "Медиамарк" Константина Исакова, пока это немного. "По-настоящему крупной может считаться компания, владеющая 5000 киосков", - считает он. Но "Роспечать", как уверяет замгендиректора этой компании, уже превосходит всех участников рынка по числу точек. "Больше, чем у нас, ни у кого нет", - заявил Альперович. По его словам, по российским меркам большой считается сеть даже из 200 киосков. "К тому же мы будем продолжать скупку розничных сетей", - подчеркнул он. При этом и Исаков, и Альперович, и гендиректор холдинга "Проф-Медиа" Вадим Горяинов говорят, что не существует статистики, на которую можно опираться, о количестве печатных киосков в России. "По подсчетам аналитиков "Роспечати", сейчас один киоск по продаже периодики приходится на 4000 - 5000 человек, - сказал Альперович. - Из этого мы исходим при оценке рынка". Вадим Горяинов оценивает рынок периодики примерно в $1 млрд.
По мнению Горяинова, чтобы стать серьезным игроком на рынка распространения периодики, нужно не меньше $100 млн. Эти деньги должны быть направлены на создание управляющей компании, экспедиционных мощностей, розничной сети, совершенствование работы почты. В "Роспечати" об объемах инвестиций не распространяются. По словам Александра Альперовича, консолидированная выручка агентства по итогам 2003 г. составит $60 млн. "Еще через год мы хотим дойти до совокупной выручки компании [ "Роспечати"] в размере $100 млн. Доход от розницы и доход от подписки планируется равный", - сообщил Альперович.
Какие новые приобретения планирует сделать "Роспечать", замгендиректора компании также не сообщил. При этом наличие переговоров о покупке конкурирующих агентств, таких как группа "Логос", "АРИА-АиФ", "ДМ-пресс", СММ (часть АФК "Система") , Альперович отрицает. Правда, представители самих распространительских компаний говорят о том, что переговоры с ними велись и время от времени возобновляются. "Эмиссары "Роспечати" проводили с нами переговоры", - подтвердил Дмитрий Гранкин, директор по развитию группы "Логос".
Альперович уверяет, что содержание издания, его направленность не могут влиять на желание "Роспечати" его распространять. Газет и журналов (если они не фашистские) , содержание которых противоречило бы интересам "Базэла", Альперович, по его словам, не знает.
Ведомости ,
16.07.2003