Заместитель главы президентской администрации Виктор Иванов - очень сдержанный человек. Славится умением собирать информацию и подбирать нужные кадры. Интервью практически не дает, но часто выступает от имени Путина на различных публичных мероприятиях. В окружении вождя занимает примерно такое же положение, как Борман при Гитлере, и столь же скрытен.
Тем не менее некоторая информация о нем все-таки просочилась.
Патриотизм по-бразильски
Виктор Петрович Иванов родился 12 мая 1950 в г. Великом Новгороде в семье военного. В 1971-77 гг. после окончания Ленинградского электротехнического института работал инженером в научно-производственном объединении «Вектор». В 1977-94 гг. после окончания Высших курсов КГБ в управлении Конторы по Питеру и Ленинградской области. Дослужился до начальника отдела по борьбе с контрабандой. В 1987-88 гг. побывал в Афганистане. В 1994-96 гг. по инициативе Путина возглавлял управление административных органов мэрии Санкт-Петербурга и ушел вместе с ним после поражения Анатолия Собчака на губернаторских выборах.
Уверяют, что это Виктор Иванов. Опора Путина в Кремле. Вы его знаете?
После назначения Путина главой ФСБ возглавил там сперва управление собственной безопасности в должности заместителя директора. С 2000 года замглавы президентской администрации, ответственный за кадры. В 2002 году возглавил совет директоров только что созданного «Концерна ПВО «Алмаз-Антей», выпускающего зенитные ракетные комплексы С-300, а также курирует Главное управление по делам СНГ президентской администрации. Именно по инициативе Иванова ликвидирована активно действующая Комиссия по помилованиям при президенте РФ, после чего количество помилованных президентом осужденных значительно сократилось.
В настоящее время Виктор Петрович считается членом одной из подгрупп «кремлевских чекистов», куда входят также его однофамилец министр обороны Сергей Иванов и заместитель директора ФСБ Юрий Заостровцев. В то же время ранее тесное сотрудничество с директором ФСБ Николаем Патрушевым и министром внутренних дел Борисом Грызловым в последние годы сошло на нет, скорее всего, из-за претензий ставленников последних на должности, контролируемые людьми замглавы администрации.
По взглядам Виктор Иванов государственник латиноамериканского типа. Иначе говоря, признает подчиненность России старшим партнерам в лице США и прежде всего стран Евросоюза в области внешней политики и готов к значительным уступкам в области экономики в обмен на право разбираться с оппонентами внутри РФ, без вмешательства международных организаций. При этом статус зависимого от старших партнеров государства полуколониального типа должен активно маскироваться державной риторикой и ссылками на великое прошлое.
Защитник соплеменников
Виктор Иванов считается фактическим автором закона «О гражданстве РФ», принятого 20 февраля прошлого года 235 голосами центристских фракций и жириновцев. Коммунисты и их союзники, а также «Яблоко», СПС и часть группы «Регионы России» закон не поддержали. Даже по мнению в целом славящегося своей лояльностью к Кремлю директора Института политических исследований Сергея Маркова, закон недостаточно либерален и содержит многочисленные возможности для злоупотреблений чиновниками и силовыми структурами.
В свою очередь, заместитель председателя «Яблока» Сергей Митрохин отметил, что закон «ставит барьер на пути притока человеческих ресурсов», «сильно затрудняет положение наших соотечественников за рубежом», а в его тексте отчетливо прослеживаются интересы Министерства внутренних дел, которое получает в случае принятия закона огромные возможности в ходе дополнительных бюрократических процедур. Зампредседателя Комитета по делам СНГ, коммунист Анатолий Чехоев отметил, что по новому закону, «убрав из-под своей опеки 28 миллионов русских, мы ставим последнюю точку в развале страны». Обращение депутата Государственной Думы Вячеслава Игрунова к Виктору Иванову с предложением ввести в группу по разработке закона представителей организаций переселенцев и российских диаспор ближнего зарубежья ответа не получило.
Закон, действительно, совершенно не учитывает ситуацию, и, согласно первоначальному проекту, бывшему гражданину СССР из другой бывшей советской республики, независимо от национальности не проще, чем жителю Африки (прежде всего из-за пятилетнего ценза оседлости и многочисленных бюрократических процедур). Традиционно выступающий в защиту русскоязычного населения ближнего зарубежья депутат Думы Виктор Алкснис также активно критиковал закон и в итоге не сумел добиться поправки об упрощенной процедуре получения гражданства жителями постсоветских республик, до сих пор не имеющих гражданства ни РФ, ни других стран.
Одновременно фактически в обход закона была организована массовая раздача российских паспортов жителям Абхазии, о чем подробно писалось в предыдущем «Стрингере». Тем самым кремлевский клан, к которому принадлежит Иванов, счел необходимым, вопреки первоначальному желанию, все-таки продемонстрировать определенную заботу о пророссийски настроенных экс-советских гражданах. Однако на практике «забота» обернулась дешевой показухой и распродажей предназначенных для Абхазии паспортов жителям прозападных закавказских республик.
Позицию Иванова по закону «О российском гражданстве» можно понять, исходя из его доклада на коллегии Министерства юстиции в феврале прошлого года. По данным «кремлевского Бормана», на момент доклада в России проживало до 12 млн. незаконных мигрантов, и в течение года это количество может возрасти до 19 млн. При этом только в Москве, согласно его докладу, проживает 600 тысяч азербайджанцев и 200 тысяч китайцев, из которых платят налоги, соответственно, 13 и 350 человек. Иванов заявил, что Министерство юстиции во главе с Юрием Чайкой не проконтролировало действия Министерства иностранных дел, которое упростило процедуру въезда в Россию, позволив приезжать туда на основе лишь свидетельства о рождении, что недопустимо в условиях борьбы с терроризмом.
Одновременно Виктор Петрович резко раскритиковал и ряд других аспектов деятельности Минюста (неэффективность работы службы судебных приставов, влияние криминалитета на деятельность региональных структур министерства, противоречия во внутриведомственном законодательстве и т.д.), что указывает на определенную напряженность между Ивановым и министром юстиции Юрием Чайкой. Кроме того, выступление замглавы администрации в министерстве, находящемся в традиционной сфере деятельности начальника правового управления президентской администрации Дмитрия Козака, свидетельствует и о скрытом противостоянии между ними. Столь же скрыто, но в то же время чрезвычайно жестко, по имеющимся данным, развивается конфликт Иванова с противостоящей питерским чекистам группой Суркова-Волошина. Их последним столкновением стала попытка Иванова сформировать замыкающееся на него Управление АП по работе с Госсоветом. Попытка не удалась, управление не сформировано, а позиции Виктора Иванова в АП сейчас слабее, чем год назад.
Несостоявшаяся империя
В 1990 году Иванов зарегистрировал малое предприятие «Блок» вместе с нынешним министром внутренних дел Борисом Грызловым, однако особых успехов в бизнесе эта фирма не достигла. В 1996-98 гг. возглавлял российско-американское ЗАО «Телеплюс», занимающееся организацией трансляции 30 спутниковых каналов, включая CNN и Euronews. Владеющая 45% акций ЗАО «Телеплюс» американская фирма «Telcell» является дочерней структурой транснациональной американской корпорации «Metromedia», действующей в большинстве стран бывшего СССР и Восточной Европы, однако в последнее время ее деятельность там сворачивается.
Среди других близких к Виктору Петровичу компаний называли входящий в сотню крупнейших российских банков коммерческий «Банк высоких технологий». Известно, что заместитель председателя правления банка Баатыр Шонджиев участвовал, при неявной поддержке Иванова, в президентских выборах в Калмыкии, вышел во второй тур, занял второе место, набрав 38% голосов. Шонжиева пиарили московские структуры под руководством некоего Хана, но сильно экономили и настоящего скандала против Кирсана Илюмжинова не создали.
Одной из важнейших опор «кремлевского Бормана» считалось созданное по указу Путина в мае 2000 года Федеральное государственное унитарное предприятие «Росспиртпром». Фактически оно объединило все госпредприятия ликеро-водочной промышленности. Однако несколько месяцев назад якобы являющийся ставленником Ивановых директор «Росспиртпрома» Сергей Зивенко лишился своего поста, как говорят, не без участия директора ФСБ Николая Патрушева.
Еще более значительную роль в группе питерских Ивановых играет ОАО «Межпромбанк» и председатель правления Сергей Пугачев, всячески демонстрирующий свои православно-державные взгляды, но в то же время близость и лояльность к власти. Сейчас этот крупнейший негосударственный банк России занимает в целом по стране третье место после Сбербанка и Внешэкономбанка, однако в последнее время Пугачева и его друзей преследуют серьезные неудачи в бизнесе. В частности, им так и не удалось получить контрольные пакеты «Газпрома», «Алросы» и «Славнефти».
В целом расчет на то, что Пугачев будет играть при Путине роль Березовского, не оправдался. Путин не очень хочет (или не может) до конца порвать с остатками ельцинской команды, да и связывать себя полностью с одной группировкой президенту не хочется. Более того, излишняя настойчивость Иванова, по некоторым данным, изрядно раздражает Владимира Владимировича.
Битва за «Алмаз»
Но, несомненно, любимым детищем замглавы администрации является «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», созданный в апреле 2002 года по указу Путина и объединивший 43 государственных и акционерных предприятия. Именно Иванов сумел не допустить включения концерна в состав финансово-промышленной группы «Оборонительные системы», на чем настаивал курировавший военно-промышленный комплекс вице-премьер Илья Клебанов.
Одновременно во многом усилиями Иванова был создан «Рособоронпром» - основной (практически монопольный) российский экспортер вооружения, объединивший концерн «Росвооружение» с отделенным от него при Ельцине «Промэкспортом». Занимая 13-е место в мире среди крупнейших экспортеров оружия, «Рособоронпром» в среднем продает вооружения примерно на 3 млрд. долларов в год. Возглавляет концерн выходец из КГБ Андрей Бельянинов, работавший также в Службе внешней разведки и считающийся фигурой, близкой к Иванову.
Вытеснение из военно-промышленного комплекса откровенно провашингтонского лобби в лице Клебанова, бывшего вице-премьера Якова Уринсона и других им подобных американофилов вызвало серьезное неудовольствие их негласного лидера Чубайса. Выступая на съезде Союза правых сил 14 декабря 2001 года, Чубайс заявил: «Нас очень мало во внешнеполитической элите, нас практически нет в оборонной и в военной элите, нас вообще нет в разведывательном сообществе, нас вообще нет в тех сферах, которые являются базовыми для формирования будущей политики России в мире и определения ее места в мире... Если мы действительно говорим о стратегии, то расширяться нужно принципиально в эту сферу. Расширяться, не отдавая ни одной пяди позиций, необратимо завоеванных нами в сфере экономики, в сфере бизнеса, в сфере промышленности, в сфере внутренней политики. Радикально продвигаться в оборону, в разведку, в военную сферу, во внешнеполитическую сферу - туда, где будет определяться лицо России в следующий пяти-семилетний период».
А как известно, слова Анатолия Борисовича не расходятся с делами. Поэтому есть мнение, что недавнее убийство близкого к Иванову исполняющего обязанности генерального директора «Алмаза» Игоря Климова и директора входящего в концерн ОАО «Ростэк» Сергея Щитко могли стать частью именно провозглашенного им «расширения».
Как известно, предыдущая попытка такого «расширения» завершилась смещением с поста главы «Росвооружения» бывшего редактора порнушной газеты «Мегаполис-экспресс» Евгения Ананьева, восстановлением единства разрушенных Ананьевым оборонно-экспортных структур.
Питерцы - не конкуренты
Питерская тусовка опасается Владислава Суркова, так как питерцы не встроены в столичную систему взаимосвязей. У них, как утверждают знатоки, нет серьезной собственной разведки и контрразведки. Всеми делами по собиранию слухов и оценке текущей ситуации для решений по кадровому составу и прочим проблемам лежат на заместители главы Администрации президента чекисте Викторе Иванове. Но Иванову, в отличие от Суркова, в случае чего грозит отставка и небытие, - рисковать чекистской команде в игре с ловким Владиславом бессмысленно. Поэтому Сурков смело позиционирует себя рядом с Путиным - сидит в кадре справа. Иванова в лицо не знает никто, Волошина могут спутать с церковным сторожем, а Суркова знают все.
Такие телекартинки для понимающих людей, особенно чиновников, являются знаковыми и дорогого стоят
В московских и подмосковных ресторанах Сурков регулярно проводит закрытые брифинги с дружественными журналистами из «ведущих» изданий. Число таких приближенных журналистов доходит до 30. На этих встречах он «дает утечку» информации и подает нужные ему и его хозяевам опорные сигналы.
Стрингер ,
28.06.2003