"Здесь будут беседовать господин Путин и мистер Блэр. Вы подойдете к ним и пообщаетесь", - объяснял организатор конференции "Россия - Великобритания: долгосрочное партнерство в области энергетики" главе "Альфа-Групп" Михаилу Фридману и руководителю "Газпрома" Алексею Миллеру. Фридман и Миллер дружно кивали, осматривая место предстоящей беседы. Ждать президента Путина им предстояло еще час.
По традиции на конференцию Путин опоздал на 15 минут - как и к королеве. В кулуарах объясняли непунктуальность президента опять-таки пробками. Бизнес-элита собралась задолго до приезда президента. Одним из первых - почти за полтора часа - приехал Михаил Фридман. Он явно находился в приподнятом настроении, с улыбкой прохаживаясь между пустыми рядами.
Вслед за Фридманом появился Алексей Миллер. Бизнесмены долго жали друг другу руки, обмениваясь приветствиями. Затем они проследовали в так называемую «зеленую комнату», где и собирались беседовать с президентом Путиным. «Здесь будут беседовать г-н Путин и мистер Блэр. Вы подойдете к ним и пообщаетесь», - объяснил им организатор мероприятия.
И Фридман, и Миллер были одними из ключевых фигур на вчерашней конференции. На ней Владимир Путин должен был «благословить» сделку ТНК-BP, в результате которой образовалась третья по величине российская нефтяная компания, и дать импульс российско-британскому диалогу в области энергетики.
Но не обошлось и без сенсаций. На подписании, казалось бы, чисто формальной сделки по объединению ТНК-BP стало известно, что окончательная сумма выплат акционерам ТНК составит не 3 млрд. долларов, как планировалось, а 2,4 млрд. долларов. Выяснилось, что параметры сделки были изменены буквально накануне.
Как объясняют в ТНК, это ожидаемый результат, и их он не расстраивает. Сам Михаил Фридман объяснил это чисто техническими причинами, которые возникли при подсчете задолженности компании. «Когда мы объявляли об объединении, долги за «Славнефть» не были включены в наши долговые обязательства. Сейчас они включены, поэтому это все ожидаемый процесс», - сказал ГАЗЕТЕ Фридман.
Как говорится в сообщении акционеров ТНК, в течение трех лет российской компании будут переданы обыкновенные акции ВР - каждый год на 1,25 млрд. долларов. Оценка будет производиться в соответствии с рыночной стоимостью на момент платежа. После завершения сделки стороны договорились продолжить переговоры о включении в состав ТНК-ВР компании «Славнефть». Если договоренность будет достигнута, акционеры ТНК получат дополнительное вознаграждение. А следующим шагом ТНК-ВР будет подача документов в антимонопольные органы России, ЕС и Украины. Стороны планируют завершить сделку к концу лета.
По словам источника, близкого ВР, во время визита Путина компании были даны окончательные «гарантии безопасности» работы в России. Тони Блэр известен своими тесными отношениями с ВР, которые английские СМИ называют «Блэрпетролеум». Блэр даже писал в свое время письмо Владимиру Путину в 1999 году с просьбой с пониманием отнестись к проблемам ВР в России. Теперь эти проблемы стали общими у двух президентов.
Другой важный документ, который был вчера подписан, - это меморандум в отношении Североевропейского газопровода. Интерес к российским энергоресурсам объясняется тем, что через 10 лет Великобритания превратится из экспортера в импортера нефти и газа. Владимир Путин дал понять, что Россия готова обеспечить Великобританию всем необходимым. Североевропейский газопровод (СЕГ) будет проложен по дну Черного моря и обеспечит поставки газа из России в Великобританию. Это наименее экономически просчитанный, но наиболее амбициозный проект руководства «Газпрома». Только строительство потребует инвестиций в объеме 5,7 млрд. долларов.
Окупятся ли эти вложения - пока непонятно. Как говорят эксперты, СЕГ вполне может стать долгостроем. «Экономика проекта до сих пор до конца не просчитана, мы полагаем, что спрос на газ не вырастет так сильно, как этого хочет «Газпром», - заявил ГАЗЕТЕ представитель западной газовой компании.
Впрочем, Алексея Миллера такие «мелочи» не смущают, главное, что президент дал добро. Правда, на вопросы ГАЗЕТЫ, связанные с проектом, глава 'Газпрома' отвечать отказался.
Газета ,
26.06.2003