Число вице-премьеров у нас растет как на дрожжах. Старых-то толком нечем было занять, а теперь появился еще вице-премьер по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и транспорту.
Даже на общем унылом вице-премьерском фоне нынешняя должность Владимира Яковлева отличается особой бессодержательностью. Несмотря на большое значение реформы ЖКХ в современных условиях, трудно представить себе, какой же конкретно фронт работ будет у шестого вице-премьера.
Конечно, наша традиционная привычка считать, что для решения каждой серьезной проблемы надо приставить к ней большого начальника, делает назначение Яковлева несколько более благообразным, чем оно есть на самом деле. Однако если всерьез рассуждать о том, как же может осуществляться реформа ЖКХ, концы с концами явно сходиться не будут.
Напомню, что ЖКХ состоит из двух основных сфер. Во-первых, это мелкие фирмы, обслуживающие наше жилье, осуществляющие его текущий ремонт, содержащие для этого штат сантехников, электриков, плотников, дворников и т.д. Во-вторых, это крупные компании, пребывающие сегодня в ранге так называемых "естественных монополистов" и поставляющие для нас свет, воду, тепло.
Суть реформы ЖКХ сводится к тому, чтобы повысить качество осуществляемых услуг, оптимизировав при этом цены и тарифы, максимально приблизив их к рыночному уровню. Если рассматривать положение дел именно с данной точки зрения, то выявляется следующая картина.
Преобразования в первой из жилищно-коммунальных сфер должны осуществляться только на местном уровне. Руководить ею из Москвы можно с таким же успехом, с каким крупные военачальники из ставки главного командования по глобусу планируют захват некой безымянной высотки за деревней Гнилые козлы, которой в глаза не видели ни они сами, ни даже их адъютанты.
На местном уровне к обслуживанию жилья должны быть подключены частные фирмы, для которых такого рода деятельность станет прибыльной и перспективной. Для этого необходимо, чтобы тарифы определялись рыночной конкуренцией, а местные администрации имели качественные системы адресной социальной поддержки той части населения, которая по объективным причинам не справляется с оплатой своих квартир.
Нужно провести серьезные преобразования в бюджетах, полностью устранить практику неплатежей, создать реальную систему конкурсов на обслуживание жилья. Какую роль во всем этом может играть сидящий в Москве вице-премьер, сказать трудно. Конечно, он может по очереди объезжать все наши субъекты Федерации, надевать каску, лично выезжать на объекты и там перерезать ленточки (что у Яковлева всегда получается неплохо), но к реальной работе это имеет весьма сомнительное отношение.
Есть, правда, одна сфера деятельности, которая зависит от Москвы. Для того чтобы губернаторы энергичнее осуществляли реформу ЖКХ у себя в регионах, надо обрезать им федеральные трансферты. Хорошо известно, что пока у некоего начальника есть халявные деньги, он ни на какие реформы не идет.
Однако система трансфертов находится в ведении министерства финансов, возглавляемого, кстати, вице-премьером, весьма скептически смотрящим на способность бывшего питерского губернатора хоть что-нибудь реформировать. Скорее всего, к реальным деньгам шестого вице-премьера не подпустят, причем, судя по грустному выражению лица Яковлева в момент награждения его орденом, он сам хорошо это понимает.
Если перейти к анализу второй сферы ЖКХ, то и здесь обнаружится полная ненужность вице-премьерского управления. РАО "ЕЭС России" уже реформируется и, думается, Анатолий Борисович доведет это дело до конца без мудрого руководства Владимира Анатольевича.
Более того, Чубайс на паях с главой "Газпрома" Алексеем Миллером уже создал новую компанию, которая должна проникнуть в регионы и самым непосредственным образом заняться реформой ЖКХ. Что из этого получится, пока непонятно, но во всяком случае, если у кого-то и есть реальные ресурсы и реальные идеи для осуществления преобразований, то именно у Чубайса с Миллером, а не у Яковлева.
Из федеральных начальников ко всей этой истории имеют, пожалуй, реальное отношение Герман Греф - как министр, отвечающий за подготовку крупных реформ, и Илья Южанов - как глава антимонопольного ведомства. И тот, и другой в свое время еще в Петербурге работали "под Яковлевым", хорошо знают его "реформаторские таланты" и явно постараются избежать очередного общения с ним.
Таким образом, если где-то Яковлев действительно сможет вклиниться в руководство, так это в сферах строительства и транспорта. Беда в том, однако, что там уже есть начальники в ранге министров, обладающие всеми необходимыми для администрирования полномочиями.
Что происходит, если переведенный на высокий московский пост губернатор, вдруг начинает вторгаться в сферу, где уже все поделено и каждая копейка имеет своего хозяина, прекрасно видно по недавнему рыбному конфликту между Евгением Наздратенко и Сергеем Дарькиным.
Думается, что Яковлев, в отличие от Наздратенко, не станет вклиниваться в процессы, уже отлаженные и находящиеся под контролем самого премьера. Ведь если верить президенту, Михал Михалыч сам страстно возжелал Владимира Анатольевича, и теперь объекту этой страсти неудобно будет разочаровать своего благодетеля.
Дело ,
23.06.2003