Назначение губернатора Яковлева шестым вице-премьером было обставлено максимально торжественно. И все равно выглядит фарсом. Вертикаль власти, где проштрафившегося чиновника не могут убрать иначе, как повысив его, вызывает большие сомнения.
В конечном счете Яковлев не первый. Пример Наздратенко, который поднял рыбий хвост против премьера и был переведен в Совбез, кажется еще более вопиющим. Наши региональные начальники, да и федеральные “шишки” тоже, все больше напоминают китайских мандаринов. Если тебя даже и снимают, то только для того, чтобы предложить новое назначение. Не справился как представитель президента — получай госкомитет. Проштрафился на фронте госпропаганды — получи орден по закрытому списку за “Норд-Ост”, и т.д. и т.п. Примеров этому множество, и чем все это отличается от волшебного сталинского понятия “номенклатура” — не очень понятно. Разве только тем, что наши чиновники вечно прибедняются, как плохо живут, и еще менее эффективны, чем в Древнем Китае.
Правда, назначение Яковлева имеет еще один чрезвычайно отрицательный аспект. Оно, по сути дела, обесценивает само звание вице-премьера. Правительство не может быть отстойником для всех несправившихся, проворовавшихся, нежеланных. Это делает правительство не только неспособным управлять, но и определяет неизбежность его быстрого ухода в отставку. Назначение Яковлева — в каком-то смысле реквием по правительству Касьянова. И каким бы оно ни было, так унижать его нельзя. Это — прямой подрыв авторитета власти. А она, власть, и без того особым уважением не пользуется.
Но в то же время надо признать, что назначение Яковлева наверняка произошло не от хорошей жизни. Когда убирали Наздратенко из губернаторов, не секрет, что Генпрокуратура проверяла его вдоль и поперек. И несмотря на все жуткие рассказы про бывшего руководителя Приморья, ни одного дела, имеющего серьезную судебную перспективу, найти не удалось. Можно не сомневаться, что за последние три года и Смольный прошерстили вдоль и поперек. И если такой гибкий политик, как Сергей Степашин, заявляет, что на Яковлева ничего нет — значит, нет.
И объективно хорошо, что Кремль не идет на открытое нарушение законодательства, что неугодного губернатора не привозят в Москву в кандалах. Это говорит о том, что есть пределы, которые власть видит и нарушать не хочет. Строго говоря, это один из немногих ограничителей для политиков, имеющих популярность Путина, чтобы не попытаться пойти простым и самоубийственным путем неосталинизма.
Рассматривая целый комплекс вопросов, связанных с назначением шестого вице-премьера, нельзя не отметить особый склад характера простых питерских избирателей. Любой заинтересованный приезжий из Москвы замечал, что с каждым годом дороги в городе становятся все хуже и хуже. Что по Невскому уже проехать нельзя. Тем не менее сами горожане прежде всего говорили, что губернатор “строит дороги”. Какую построил — назвать точно не могли. Но то, что строит, — общее мнение. Яковлев при всем том запустении, в которое город проваливался все глубже и глубже, оставался самым популярным питерским политиком. Его рейтинг никогда не опускался ниже 20%. Остальные не могут добраться и до 15.
Ни для кого не секрет, почему Путин так торопился перевести Яковлева в Москву, — уже на вторник пригласил его участвовать в совещании в Кремле, а само назначение обставил так, что Владимиру Анатольевичу было уже невозможно “соскочить”. Ведь как только кончились торжества, посвященные 300-летию, в городе сразу же началась массированная и хорошо организованная пропаганда против Валентины Матвиенко. Пропаганде, какой бы глупой и пошлой она ни была, готова охотно верить “культурная столица” страны.
Эта иррациональная нелюбовь ко всему, что приходит из Москвы, в питерцах поражает. Совсем недавно автор слушал страстный монолог весьма образованной петербурженки, которая доказывала, что не стоит ждать ничего хорошего от людей, которые “предали” родной город, “бросили” его, “уехав в Москву делать карьеру”. А теперь, мол, хотят вернуться и якобы помочь. Тогда уж лучше бы оставались и помогали все это время.
Бред полный. Но надо четко понять, что питерцы не лучше и не хуже москвичей. Они такие, какие они есть, они действительно другие. И для того, чтобы убрать такого посредственного губернатора, как Яковлев, на таком фоне нужно либо слегка “подправить” закон, либо предложить повышение.
И такая ситуация не только в Питере. Попробуйте тронуть в Башкирии — Рахимова, в Калмыкии — Илюмжинова, в Москве — Лужкова. Не оценивая деятельности каждого, можно не сомневаться, что в любом из вышеперечисленных случаев федеральное руководство получит политический кризис. Да что там говорить, чтобы отстранить от должности министра внутренних дел Калмыкии, его пришлось выманить в другую республику и арестовать в Нальчике.
Поэтому решение Путину приходилось принимать не в стерильных обстоятельствах, а в вполне конкретной ситуации. Ставка была и есть — удастся ли избрать в Питере вполне адекватную руководительницу, не связанную с местным криминалитетом, но которая может мобилизовать потенциал московских петербуржцев на пользу родному городу. Путин пошел “мягким” путем. Чего в этом решении больше — минусов или плюсов, мы поймем довольно быстро. Но, во всяком случае, он никого не испугал, и это уже очень важно.
СПЕЦИАЛИСТ СО СТАЖЕМ
Новая зона ответственности для экс-губернатора не так уж и нова. В этом котле он варится вот уже 10 лет — в 1993 году Яковлев был назначен главой санкт-петербургского комитета по управлению городским хозяйством. И, надо сказать, весьма преуспел.
За время его “правления” квартплата повышалась несколько раз. В итоге коммуналка сейчас обходится питерцам уже в четыре раза дороже, чем до прихода Яковлева. И это несмотря на то, что население митинговало, собирало подписи о недоверии губернатору, а парламент заворачивал коммунальные постановления.
Как сетуют специалисты, губернатору удалось выстроить в городе такую систему ЖКХ, что в итоге совсем непонятно, кто там и за что отвечает. По официальным данным, за последние 5 лет аварийность в Питере выросла в 30 (!) раз. А МЧС России причислило город к 29 самым аварийным в коммунальном плане регионам.
Отличился губернатор и в строительстве. О недавно прошедшем юбилее, наверное, и говорить не следует. До сих пор многим непонятно, на что были потрачены деньги. Но в его активе есть еще масса “строек века”. Одна из них — кольцевая дорога, которая обошлась питерскому бюджету дороже, чем более длинная московская.
ОРДЕНСКАЯ ПЛАНКА
Трудно вспомнить случай, чтобы орден “За заслуги перед Отечеством” IV степени, которого был удостоен Владимир Яковлев, на глазах у всей страны вручали одному человеку — обычно это происходит на традиционных награждениях в Кремле и потоком, когда подобные знаки вручают сразу группам “удостоившихся”.
Как известно, всего орден имеет четыре степени. Обладателями орденов первой являются всего два человека — Борис Ельцин, который получил его от Владимира Путина в 2001 году, и орловский губернатор Егор Строев — ему вручили этот знак, когда он покидал спикерское кресло в Совете Федерации. Орден третьей степени получил перед отставкой экс-главком ВВС Анатолий Корнуков — в прошлом году. “Четвертой степенью” чаще всего награждают губернаторов. Эту награду получили Аман Тулеев (Кемеровская обл.), Анатолий Гужвин (Астраханская обл.), бывший президент Адыгеи Джаримов. Любят давать награду и полпредам — к примеру, ее носит Константин Пуликовский.
САМЫЙ НИЗКОСИДЯЩИЙ
В Белом доме сейчас в срочном порядке разыскивают помещение под кабинет новоиспеченному вице-премьеру. Как стало известно “МК”, судя по всему, Владимир Яковлев не будет сидеть вместе со всеми остальными заместителями Касьянова — 4-й и 5-й этажи уже заняты Кудриным, Христенко, Гордеевым, Алешиным и Кареловой. Так что экс-губернатор скорее всего поселится на третьем или даже втором этаже.
Однако особого значения это не имеет. В доме на Краснопресненской набережной в так называемой вице-премьерской зоне все кабинеты типовые, ничем особенным друг от друга не отличаются: приемная, зал со столом и комната для отдыха.
Как уверили “МК”, проблемы с кабинетами для чиновников в Доме правительства нет. “Были времена, когда сидело по 8 вице-премьеров. И ничего, все помещались”, — поделился один из белодомовских обитателей. Так что скорее всего найдутся комнаты и для секретариата Яковлева. По традиции у вице-премьера должно быть порядка 10 помощников. И подыскать им два подходящих кабинета — тоже не проблема. Между тем на обустройство у “свежего” вице- есть всего несколько дней. Его надеются увидеть уже на ближайшем заседании правительства — в этот четверг.
МК ,
18.06.2003