Первым заместителем Германа Грефа вместо Эльвиры Набиуллиной стал Андрей Шаронов. Наблюдатели расценивают этот выбор как логичное продолжение карьеры молодого чиновника, который пять лет назад едва не стал министром в правительстве Сергея Кириенко.
В пятницу премьер-министр Михаил Касьянов подписал распоряжения об отставке бывшего первого замминистра экономразвития Эльвиры Набиуллиной и назначении на ее место Андрея Шаронова. Набиуллина переходит на работу в Центр стратегических реформ, где, по словам чиновника из администрации президента, ей предстоит открыть "второй фронт реформ": она займется подготовкой предвыборной экономической программы Владимира Путина и будет готовить те законодательные инициативы, которые имеют мало шансов пройти аппарат правительства.
Место Набиуллиной занял Шаронов, который работает "простым" заместителем министра еще с 1997 г. - сначала в Министерстве экономики под началом Якова Уринсона и Андрея Шаповальянца, а потом и в Минэкономразвития Грефа. Всего у Грефа три первых зама - кроме Шаронова это Иван Матеров и Михаил Дмитриев.
В ведомстве Грефа Шаронов курировал реформу естественных монополий, их тарифы, госзакупки, переход на международные стандарты финотчетности и программу "Электронная Россия". Теперь к этим сферам, как сказал "Ведомостям" Шаронов, добавляются подготовка среднесрочных программ, планов и стратегий, дерегулирование экономики и поддержка предпринимательства, вопросы банкротства, лицензирования, земельных отношений. Кроме того, Шаронов будет курировать правовой департамент и продолжит работу по программе подготовки управленческих кадров, которой занимается с 1998 г. Кандидатуры на должность "простого" замминистра сейчас рассматриваются, назвать варианты Шаронов отказался.
Андрею Шаронову 39 лет. Выпускник Уфимского авиаинститута, в 1989 г. он был избран в народные депутаты Верховного совета СССР, где возглавил подкомитет по делам молодежи. Затем работал в ЦК ВЛКСМ, в Госкомитете РСФСР по молодежной политике. В 1992 - 1996 гг. - председатель Комитета РФ по делам молодежи. В 1996 г. пришел в Минэкономики на пост руководителя сводного департамента по социальным вопросам.
Все опрошенные "Ведомостями" чиновники, депутаты и предприниматели говорят о Шаронове как о квалифицированном и эффективном менеджере. "Он пришел в Минэкономики, когда я возглавлял министерство, - вспоминает Евгений Ясин, - и сразу зарекомендовал себя как легко схватывающий проблему профессионал". Пригласил Шаронова Яков Уринсон, ставший министром после ухода Ясина, а сейчас работающий зампредом правления РАО ЕЭС.
Экономического чиновника, который в то время вел социальные вопросы, можно на футбольном языке назвать "стоппером", говорит Ясин: его главной задачей было "стопорить" предложения, реализация которых невозможна при незавершенной макроэкономической стабилизации и бюджетном дефиците. Сам Шаронов, однако, называет главной задачей тех лет проведение не принятого до сих пор закона о минимальных соцстандартах, который бы нормировал расходы государства по его социальным обязательствам.
В 1998 г. тогдашний премьер Сергей Кириенко предложил Шаронову стать министром труда. "Я согласился, - вспоминает Шаронов, - но Ельцин остановил выбор на Оксане Дмитриевой". Вскоре Шаронов переключился на реформу естественных монополий.
"Шаронов отлично держит удар, характер нордический, - говорит депутат Ярослав Швыряев, вспоминая думские битвы при проведении пакета законов по реформе энергетики. - Он четко решает свою задачу и, пожалуй, не сделал ни одной ошибки".
К сожалению, в сфере монополий политика правительства диктуется самими монополиями и Шаронову, как члену команды Грефа, приходится проводить именно эту политику, говорит чиновник Белого дома. Отсюда, по его словам, многочисленные компромиссы в пользу реформируемых, на которые шел в последние годы Шаронов.
Реформируемые работой Шаронова остались очень довольны. Член правления РАО Вячеслав Синюгин называет ее "блестящей". "С Шароновым почти всегда удается находить компромисс, поскольку он понимает экономическую сущность проблем реформы монополии", - отмечает замминистра МПС Анна Белова.
"За три года, которые я занимаюсь реформой монополий, все мы стали немного консервативнее, - говорит Шаронов, считающий главной своей неудачей за это время отсутствие продвижения в реформе "Газпрома". - Приходится поступаться скоростью реформ и чистотой жанра в пользу их надежности".
Ведомости ,
17.06.2003