Газовая отрасль, наряду с нефтепромыслом, традиционно является в России одной из крупнейших. На голубом топливе российские магнаты получают немалые прибыли, стремясь сохранить при этом монопольное положение, позволяющее им чувствовать себя свободно на рынке. Существует привычное объяснение необходимости монополии в стране с высоким уровнем социальных обязательств. Однако за словами об обязательствах перед гражданами кроются в том числе и личные интересы газпромовских топ-менеджеров.
ФАТФ (Международная организация по противодействию легализации доходов) не так давно исключила Россию из черного списка стран, не борющихся с "отмыванием" финансовых средств. Если положение дел на рынке газа сохранится в нынешнем виде, это наше достижение, по поводу которого было высказано немало теплых слов в адрес Комитета по финансовому мониторингу (или, в просторечии, "финансовой разведки"), может сойти на нет.
А вот Украина – один из главных партнеров России по транзиту газа – до сих пор находится в списке ФАТФ, и, судя по всему, совершенно справедливо. Дело в том, что кроме как отмыванием денег совместные действия представителей ОАО "Газпром" и НАК "Нефтегаз Украины" назвать, право, трудно.
Чтобы не быть голословными, приведем некоторые интересные факты. Как известно, по инициативе ОАО "Газпром" и НАК "Нефтегаз Украины" с начала 2003 года была изменена схема транзита природного газа среднеазиатского происхождения. Основой для изменений стал ряд межгосударственных российско-украинских договоренностей о сотрудничестве в газовой отрасли. В частности, представители России и Украины договорились об исключении посредников и создании совместного предприятия с равным долевым участием сторон. Данными договоренностями Россия и Украина планировали устранить потенциальных конкурентов – независимых операторов природного газа и укрепить монопольное положение газовых гигантов обеих стран. Речь идет о контроле сырьевого ресурса в объеме примерно 40 млрд. кубометров.
В процессе межгосударственных переговоров практически незамеченной осталась небезынтересная деталь: оператором среднеазиатского газа в рамках российско-украинских транзитных соглашений стала некая созданная на скорую руку и зарегистрированная в Венгрии офшорная компания – "Eural Trans Gas Kft". Для организации новой схемы транзита газа нероссийского происхождения были предприняты следующие действия. Выполняя достигнутые договоренности, заместитель председателя правления ОАО "Газпром" А.Рязанов 5 декабря 2002 г. в Москве подписал с генеральным директором "Eural Trans Gas Kft. " А.Кноппом контракт №1ТСП-03 об оказании услуг по транзиту среднеазиатского газа по территории Казахстана и России до границ Украины и государств Закавказья на период с 2003 по 2006 гг.
Ситуация намеренно запутана тем, что юридическое сопровождение сделки не отражает реального процесса транспортировки газа, поскольку в действительности генеральным оператором транзита среднеазиатских газовых объемов является само ОАО "Газпром". Данное утверждение основано на том, что именно ОАО "Газпром", опять же в лице А.Рязанова в качестве "Заказчика", подписало договор об оказании услуг по транспортировке туркменского и иного нероссийского происхождения газа по территории Узбекистана.
Стоимость транзита по территории Казахстана в соответствии с договором между ОАО "Газпром" и "Eural Trans Gas Kft. " составляет 6 долларов США за 1000 кубометров. Часть денежных средств должна быть перечислена на счета либо СП "КазРосГаз", либо ЗАО "Интергаз-Центральная Азия", либо на счета уполномоченных ими компаний. По территории России транспортировку газа среднеазиатского происхождения осуществляют подразделения самого ОАО "Газпром". Стоимость транспортировки газа по территории России (586 км) составляет $1,09375 за 1000 кубометров на 100 километров. Таким образом, стоимость транзита в 2003 году по территории России составит порядка $486 млн. Следует отметить, что по итогам 2002 года при прежней схеме транспортировки ОАО "Газпром" получило $520 млн., т.е. на $35 млн. больше.
Схема работы российского монополиста в качестве оператора казахского газа разрабатывалась в ОАО "Газпром" под руководством Ю.Комарова и успешно функционирует с лета 2002 года.
Цена закупки в Казахстане 1000 кубометров газа по договору установлена в размере 60 долларов США. С учетом стоимости транспортировки, на границе Украины и Словакии стоимость аналогичного объема равняется $85-90, стоимость продажи газа партнерам ОАО "Газпром" в Западной Европе колеблется от $100 до $120. За вычетом комиссионных, прибыль венгерской компании может составить до 30 млн. долларов. Потери российского бюджета от реализации данной схемы оцениваются специалистами в размере около 100 млн. долларов в год.
Уже сейчас на Украине и в Западной Европе реализован газ в объеме 14 млрд. кубометров. Учитывая среднюю экспортную стоимость тысячи кубометров газа, нетрудно подсчитать, какие суммы проходят через счета венгерской офшорной компании. Только при экономии на налогах прибыль посредника, по расчетам, составит более $1 млрд., в зависимости от выбранных рынков сбыта газа. Кому пойдут эти деньги? После того как эта информация стала достоянием общественности, представители ОАО "Газпром" старательно открещиваются от новообразований на теле газотранспортной системы страны – дескать, они лично ничего ни с кем не подписывали. А вот руководитель НАК "Нефтегаз Украины" Юрий Бойко, наоборот, рассказывает журналистам о положительных качествах венгерской компании, намекая на то, что деньги от уменьшения налоговых выплат пойдут на предвыборную кампанию в России и на Украине.
Особую пикантность ситуации вокруг "Eural Trans Gas Kft." придает обсуждавшаяся в прессе связь венгерской компании с известным преступным авторитетом Семеном Могилевичем. Согласно предложениям все того же Ю.Бойко, доходы, полученные в результате "газово-транзитной" сделки, распределяются в следующей пропорции: 50% валютных средств составляет доля российских участников, 30% – украинских, а 20% получают участники со стороны Могилевича.
Утро.Ру ,
12.06.2003