Вчера председатель Счетной палаты Сергей Степашин стал первым из публичных политиков, открыто поддержавшим левые идеи переустройства отечественной экономики. Его голос присоединился к тем, кто выступает за скорейшее принятие закона о рентных платежах. Иными словами, переделу финансовых потоков в стране. И последствия таких действий могут быть самыми непредсказуемыми.
"Сегодняшнее законодательство позволяет нефтяным компаниям снижать налогооблагаемую базу на 50%, - заявил Степашин на заседании комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой. - Вопрос о введении рентных платежей надо рассматривать как можно быстрее, ведь его цена составляет примерно 7-8 миллиардов долларов в год". Сергей Степашин предложил парламентариям даже выступить с законодательной инициативой о внесении соответствующих изменений в Налоговый кодекс.
Идею Сергея Степашина законодательно реализовать достаточно просто. Проект закона о рентных платежах давно подготовлен и пылится в стенах Госдумы. Однако в плане работы парламента на текущую сессию он не значится. Впрочем, высказывания главного контролера страны могут легко дать этому законопроекту соответствующий политический импульс.
До вчерашнего дня одним из немногих активных сторонников идеи налогообложения нефтедобывающих компаний путем взимания с них рентных платежей был Сергей Глазьев. Это был его любимый и к тому же постоянно озвучиваемый проект. Ренту левый экономист называл, по сути, льготным налоговым режимом, поскольку при исчислении размеров этого налога учитываются конкретные особенности каждого месторождения, и его сумма напрямую зависит от себестоимости добычи и конъюнктуры мировых цен на нефть.
Сергей Степашин пришел к идее о необходимости введения ренты после проверок нефтяных компаний. По его словам, недавний аудит "Сибнефти" выявил, что эта компания не доплатила в бюджет 10 млрд. руб., причем сделала это совершенно законно. Глава Счетной палаты отметил, что нефтяные компании частично уводят прибыль от налогообложения "за счет регистрации компании в офшорах, где есть льготное налогообложение, или за счет создания фирм-посредников, где по документам работают одни инвалиды. При этом все происходит по закону, и если бы я работал менеджером или руководителем компании, я бы сделал именно так", - признался Сергей Степашин.
Судя по всему, Сергей Степашин осмелился озвучить идеи перераспределения финансовых потоков после соответствующей отмашки с самого верха. Не случайно его высказывания последовали после недавних заявлений президента Владимира Путина о возможности пересмотра финансовых потоков между добывающими компаниями и бюджетом в сторону рентных платежей.
Чем это может грозить нефтяной отрасли, пока предсказать непросто. Ведь неясно, каким образом предполагается считать базу для рентных платежей и будет ли новый обязательный платеж дополнять или заменять уже существующий налог на добычу полезных ископаемых. По данным председателя правления нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского, в 2002 году нефтяная отрасль России выплатила в бюджет страны 22 млрд. долл. налогов, тогда как ее доходы составили 57 млрд. И, по его словам, анализ структуры финансовых потоков свидетельствует, что баланс нефтяной отрасли "близок к нулю".
Более того, уже во втором полугодии 2003 года прирост экономики России за счет темпов роста нефтяной отрасли закончится. "После падения цен на нефть доходы бюджета снизятся на 40%", - заявил Ходорковский. Председатель правления ЮКОСа считает, что этого можно избежать путем увеличения добычи нефти с 380 до 500 млн. тонн в год.
Иными словами, как всегда получается в России, усиление налогового пресса на нефтяные компании может совпасть с ухудшением экономической конъюнктуры. Те цифры, которые в свое время называл Сергей Глазьев - замена налога на добычу полезных ископаемых на рентные платежи даст федеральному бюджету от 10 до 30 млрд. долл., - могут оказаться несбыточной мечтой. И в конечном счете нововведение лишь уменьшит поступления в бюджет.
Впрочем, аналитики нефтяной отрасли серьезно инициативу Сергея Степашина не воспринимают. И в ИК "Финанс-Аналитик", и в "Атоне" корреспонденту "НГ" сказали, что слова председателя Счетной палаты вряд ли будут иметь конкретные последствия и в любом случае мнение Степашина по этому вопросу нельзя назвать достаточно компетентным.
НГ ,
10.06.2003