Предмет оказания услуг -- финансовое консультирование и связи с инвесторами. С энергетиками банк уже работает: в альянсе с Merrill Lynch он в середине прошлого года выиграл тендер на инвестиционное консультирование.
Отношения с «Газпромом» у Альфа-банка иного характера: в сентябре прошлого года они заключили соглашение о сотрудничестве, которое предусматривает в том числе предоставление краткосрочных кредитов «Газпрому» для покрытия кассовых разрывов компании и исполнения ее платежного баланса, размещение временно свободных средств концерна на счетах Альфа-банка, а также участие банка в программах проектного финансирования «Газпрома». В честь подписания соглашения банк выделил «Газпрому» кредитную линию на 150 млн долларов.
Вчера же президент Альфа-банка Петр Авен предложил главе «Газпрома» Алексею Миллеру свои консультации. На их встрече, как сообщает пресс-служба концерна, «обсуждались перспективы сотрудничества «Газпрома» и Альфа-банка по широкому кругу вопросов. В частности, Петр Авен проинформировал Алексея Миллера о возможностях Альфа-банка по предоставлению консалтинговых услуг в области investor relations (связей с инвесторами)».
Банкиры утверждают, что предлагают газовому концерну оказание по сути тех же услуг, что и компании Анатолия Чубайса. Алексей Миллер пообещал вчера президенту Альфа-банка Петру Авену, что подумает над его предложением.
О том, что же на самом деле может предложить Альфа-банк «Газпрому», стороны говорят вскользь. Пресс-секретарь г-на Миллера Сергей Куприянов заявил газете «Время новостей», что речь идет исключительно об investor relations: «Газпрому» «как крупной компании не хватает внешнего подрядчика таких работ».
В принципе, говорит г-н Куприянов, в структуре концерна существует подразделение по работе с инвесторами, однако гораздо выгоднее иметь внешнюю организацию, которая взаимодействует с ними чуть ли не в режиме он-лайн, проводит внеплановые для концерна встречи, презентации, разъясняет политику менеджмента -- иными словами, «эффективнее информирует инвесторов». «Все как в пиар-деятельности», -- резюмирует он.
«Газпрому была предложена комплексная программа повышения капитализации компании, аналогичная той, которая была предложена РАО «ЕЭС России», -- сообщили в банке. -- Она касается участия банка в общении с инвесторами, повышении качества корпоративного управления и прозрачности компании».
Очевидно, что потребность в подобном консультанте у «Газпрома» есть: концерну необходимо улучшать возможности заимствований и внешнего финансирования своих проектов. В феврале «Газпром» разместил на довольно приличных условиях евробонды на 1,75 млрд долл. -- под 9,625% годовых. Кроме того, концерн в первом квартале привлек два крупных кредита -- 200 млн евро у BNP Paribas и 300 млн долл. у Deutsche bank.
Однако вся программа заимствований на этот год ограничена 130 млрд руб. (порядка 4,2 млрд долл.), и такая скорость заимствований наверняка насторожит потенциальных инвесторов. Задача финконсультанта предельно ясна --совместить investor relations с public relations.
Впрочем, согласится ли «Газпром» на предложение Альфа-банка, пока непонятно: г-н Куприянов утверждает, что «возможно, будет совместная работа, но пока руководство концерна думает, смотрит...».
А как сообщил газете «Время новостей» источник в одном из банков -- партнеров «Газпрома», г-ну Миллеру есть над чем подумать. «Авен просто пытается успеть на уходящий поезд, -- сказал собеседник. -- У «Газпрома» имеется сейчас несколько аналогичных предложений, и я не уверен, что предложение Альфа-банка -- лучшее».
В то же время скоро год, как Альфа-банк и Merrill Lynch консультируют РАО, следовательно, можно подвести некоторые итоги сотрудничества. Банк их оценивает просто: «Когда мы начали консультирование, акции компании стоили 7 центов, а сейчас 23».
Член совета директоров РАО Александр Бранис говорит, что в качестве информации менеджмент сообщал на заседании совета, что услуги консультанта в четвертом квартале прошлого года обошлись энергохолдингу в 600 тыс. долл.
В РАО говорят, что «удовлетворены сотрудничеством». Главными совместными проектами энергетики считают консультации при разработке проекта концепции стратегии компании до 2008 года (и в «Газпроме», и в «Альфе» категорически отрицают, что банк будет, как в РАО «ЕЭС России», работать над реформированием концерна), а также осенние «Семь шагов» по повышению капитализации РАО.
Стратегия, как известно, советом директоров РАО так и не утверждена, а из «Семи шагов», как заметил корреспондент газеты «Время новостей», четыре, мягко говоря, уже поставлены под сомнение. А ведь именно итоги этих шагов и будут интересны «Газпрому», так как концерн, по словам г-на Куприянова, нуждается в повышении капитализации.
«Семь шагов» включают в себя следующие тезисы: полугодовой мораторий на продажу профильных активов (полгода уже прошло, попыток нарушить мораторий не было. -- Ред.), отказ от обмена акций на кредиты и залог их, отказ от простой передачи активов государству -- возможен только выкуп по рыночной цене (предложение в стратегии до 2008 года проводить аукционы по продаже оптовых генерирующих компаний противоречит этому тезису. -- Ред.), принцип пропорционального разделения акций компании (также нарушается проведением аукционов. -- Ред.), курс (абстрактный. -- Ред.) на поддержание ликвидности акций и др.
Впрочем, эти «шаги» даже сразу после их презентации Анатолием Чубайсом некоторые эксперты называли «негативной новостью» для РАО. В частности, говорил тогда г-н Бранис, «не поменялась позиция менеджмента по ключевому вопросу: менеджмент по-прежнему намерен продавать активы, а не распределять их между акционерами, и это печально».
А аналитик Brunswick UBS Warburg Федор Трегубенко обращал внимание на тот факт, что «непонятно (из текста «Семи шагов». -- Ред.), как будут разделены активы «дочек» РАО, то есть -- негативная новость для рынка».
Одним из «шагов» было намерение менеджмента пересмотреть дивидендную политику, однако никаких цифр названо не было. В «дочках» она была пересмотрена, и акционеры получат удвоенные по сравнению с предыдущим годом выплаты. Но по материнской компании выплаты увеличились не сильно, что не понравилось портфельным инвесторам.
Для «Газпрома» это обстоятельство весьма важно, так как в последнее время Минимущества настаивало на более высоких дивидендах, чем предлагал менеджмент. Однако хотя в итоге совет директоров и согласился с предложением команды г-на Миллера, очевидно, что в ближайшее время дивидендная политика «Газпрома» будет пересматриваться. Но вот будет ли учтен в этой связи опыт РАО «ЕЭС России», остается только гадать.
Впрочем, члены совета директоров РАО утверждают, что работа с консультантом пошла на пользу. «То, что эти люди разговаривали с Чубайсом, уже хорошо, -- говорит член совета, представитель фонда Halcyon Advisors Дэвид Херн, -- ведь Чубайс к ним прислушивался».
А Александр Бранис считает, что в программу реформирования изначально были заложены «здравые положения», правда, впоследствии банк не смог проявить принципиальность и согласился с некоторыми противоположными предложениями менеджмента.
Время новостей ,
27.05.2003