|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Судный день Грефа
14.05.2003 00:01
Доклад на этот счет подготовил первый заместитель министра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев. Детали доклада стали известны уже вчера.
В лидерах - само Минэкономразвития (МЭРТ) (50 "избыточных функций"), Минпромнауки и Минсельхоз. Если за докладом последуют действия, число чиновников в России может резко сократиться. Месяц назад премьер Михаил Касьянов поручил МЭРТ проанализировать контрольно-надзорные и ревизионные функции, которыми наделены российские министерства, и выяснить, какие из них "являются избыточными". За месяц коллектив из пяти человек изучил порядка 5 тысяч таких функций. Работа адова, да и сроки куда как сжатые. Дмитриев замечает, что в поручении не было мотивировки, почему нужно изучить именно эти функции и именно за месяц, "мы это и не обсуждали, а просто старались выполнить задачу". Но подчеркивает: анализ получился предварительным, полноценного результата так быстро не получишь. В результате установлено, что явно избыточными можно считать 256 функций, из которых 108 можно взять и отменить прямо завтра. Это в основном задачи, которые министерства никогда не выполняли и не собираются. Так, МЭРТ должен работать над бюджетом развития, однако самого этого бюджета нет в природе, вот МЭРТ над ним и не работает. К самым курьезным примерам относится дегустационный отдел при одном из министерств, который соответственно дегустирует продукты питания и, как написано в учредительных документах, "осуществляет творческую связь с отраслевыми дегустационными комиссиями за рубежом". МВД до сих пор обязано регистрировать цветные ксероксы, а Минтранс - определять маршруты самолетов. Из оставшихся 148 функций около половины также можно уничтожить достаточно быстро, но для этого придется вносить изменения в законы, и в 2003 году этого не успеть. Другая половина - еще более сложные случаи. "Так, - приводит пример Михаил Дмитриев, - понятно, что МПС не может управлять железными дорогами, это противоречит антимонопольному законодательству и здравому смыслу. Но, чтобы передать эти функции АО "Российские железные дороги", его для начала надо создать". По словам чиновника, реформа МПС займет никак не меньше нескольких лет и вообще по каждому такому случаю надо создавать отдельную рабочую группу. "Избыточники" есть и за пределами списка из 256: их просто не успели выявить. Важнее другое: пока работала группа Дмитриева, несколько министерств уже успели "нахватать" себе задач, по мнению Дмитриева, не нужных. Так, появился новый вид лицензирования, причем занимается им, по словам Дмитриева, "не профильное ведомство, а то, которое отвечает за правовую политику в стране". Назвать персоналии замминистра отказывается наотрез. Получается, что работа Дмитриева сводится к отрубанию голов у гидры. Несколько укоротить "гидру" поможет закон, проект которого должен появиться к осени. Согласно ему устанавливается "презумпция нецелесообразности государственного регулирования". Иными словами, если министерство берет на себя какую-то новую задачу, оно должно очень основательно доказать, что это не прихоть, а не докажет - функции не получит. Каких-то четких сроков, когда у министерств начнут функции отрезать, пока нет. "Возможно, их назовут в четверг после заседания Правительства", - говорит Дмитриев. Но в любом случае трудно ожидать, что дело пойдет гладко. Каждая отрезанная функция - это уволенные чиновники. Дмитриев признает, что чиновников станет меньше, но насколько именно, не говорит. Лишь ссылается на американский опыт: администрация Буша-младшего уволила 300 тысяч "белых воротничков". Если у нас будет такой размах, мы вообще без федеральных чиновников останемся. Инвентаризация по Грефу Ближайший четверг, судя по всему, станет судным днем не только для Министерства экономического развития и торговли, но и для всех чиновников. Кабинет министров рассмотрит документы по административной реформе, представленные ведомством Германа Грефа, а также один из основных вопросов, который так и не оправдал надежд предпринимателей, - упрощенную регистрацию. На днях в Правительство поступил завизированный министерствами и ведомствами текст документа о применении нормативных актов, направленных на снятие административных барьеров в экономике. Замечаний на этот раз оказалось не так уж и много. С выводом ведомства Грефа о том, что регистрация предприятий не только не упростилась после введения летом прошлого года соответствующего Закона, а, наоборот, значительно осложнилась, на Краснопресненской набережной практически согласны. Бороться с увеличенными сроками и ценой пакета регистрации экономисты явно намереваются серьезно. Упрощенно схема будет выглядеть так: жаждущий открыть собственное дело предприниматель сдает в налоговую инспекцию пакет документов и через пять дней получает ИНН. В течение этих же дней налоговая инспекция отправляет документы в Госкомстат и различные фонды. После же получения ИНН налогоплательщик уже сможет открыть счет в банке. А через 20 дней, возможно, подоспеют и коды из Госкомстата. В Белом доме не исключают, что второй вариант упрощенной регистрации может быть введен с 1 января 2004 года, а возможно, и в более короткие сроки. Последнее слово остается за Михаилом Касьяновым. Но "старая песня о главном" - ликвидация избыточных функций органов исполнительной власти - по-прежнему вызывает много вопросов в аппарате Правительства. Доклад по сокращению функций министерств вызвал недовольство Касьянова. Попытка номер два дала уже несколько иной результат: ведомство Грефа насчитало у федеральных ведомств 256 функций, от которых чиновников следует избавить, и 124 потенциально избыточных. Правда, как оказалось, из избыточных 221 функция не соответствует действующему законодательству вовсе. То есть по сути Минэкономразвития занималось не реформой, а инвентаризацией прав и обязанностей. Поскольку и критерии, которые были взяты за основу, заключались лишь в том, чтобы выявить, закреплена ли функция в нормативном акте. При этом предлагается, к примеру, оградить МВД от вмешательства в торговлю и бизнес и лишить возможности заниматься охраной имущества. Кроме того, ведомство Грефа предлагает лишить милицию права приостанавливать деятельность торговых заведений. МПР, по мнению чиновников МЭРТ, не должно будет проводить конкурсы и аукционы на право пользования недрами и оценивать месторождения полезных ископаемых и т.д. В общем, как считают на Краснопресненской набережной, и в этот раз не вышло у ведомства Грефа документа, который бы удовлетворил требованиям Президента и премьера.
Российская газета ,
14.05.2003
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |