|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Миллер и Алекперов готовы класть рельсы
7.05.2003 00:01
Министерство путей сообщения собирается создать на полуострове Ямал управляющую компанию по строительству и эксплуатации железнодорожных веток, ведущих к нефтегазовым месторождениям Заполярья. Это станет прецедентом передачи железных дорог в управление акционерному обществу. Стоимость проекта оценивается в десятки миллиардов долларов. МПС и администрация Ямало-Ненецкого автономного округа войдут в уставный капитал своей инфраструктурой и административным ресурсом, а финансирование строительства и содержания новых путей ляжет на «Газпром» и "ЛУКОЙЛ".
Рельсы за счет вышек Министр путей сообщения Геннадий Фадеев предлагает передать в управление акционерной компании практически все железнодорожные подъезды к нефтегазовым месторождениям на Ямале. В период освоения северных месторождений здесь была создана мощная транспортная инфраструктура, но с начала 90-х годов ее развитие прекратилось. Сегодня здесь нет надежного пассажирского движения, а железнодорожные линии, не принадлежащие МПС, находятся в плохом состоянии. Министерство путей сообщения в последнее время пытается переложить инвестирование на частные компании, которые заинтересованы в прокладке железных дорог к своим сырьевым базам. Но до сих пор бизнес неохотно шел на подобные предложения, считая, что строительство железных дорог должно финансироваться МПС, то есть за счет государственных источников. У нефтяников и газовиков разработана собственная программа промышленного освоения полуострова Ямал, которая предполагает максимальное использование железнодорожных линий только в период освоения месторождений. В процессе же эксплуатации месторождений транспортировка нефти и газа будет осуществляться по трубопроводам, а объемы перевозок по железной дороге сократятся в разы. Но в МПС с этим не согласны и настаивают на том, чтобы финансирование строительства железных дорог велось только за счет включения их стоимости в общую сумму расходов по освоению месторождений. При этом железнодорожные ветки не будут входить в состав общей сети МПС. Активы МПС в уставный капитал После дефолта 1998 года нефть возили в 200-литровых бочках, что говорит о том, насколько перевозка железнодорожным транспортом может быть рентабельна. Но единственным реализованным до сих пор частным железнодорожным проектом стала железнодорожная ветка группы "СУАЛ". Она соединила крупнейшее в Евразии Средне-Тиманское бокситовое месторождение с сетью российских железных дорог. Главе "СУАЛа" Виктору Вексельбергу был необходим транспортный доступ к месторождению, а МПС не было готово инвестировать собственные средства. От средне-тиманского проекта ямальская затея отличается своим масштабом. "СУАЛ" строил единичную железнодорожную ветку, интересную в основном только ему. На Ямале речь идет о поддержании в рабочем состоянии и строительстве новых путей к целому ряду месторождений. Здесь перекликаются интересы "Газпрома", "ЛУКОЙЛа", а также других компаний, работающих в этом регионе. Кроме того, большое значение имеет и социальный аспект - в регионе отсутствует устойчивое транспортное сообщение. МПС предлагает создать акционерную компанию, учредителями которой выступят министерство, администрация Ямало-Ненецкого автономного округа, «Газпром» и «ЛУКОЙЛ». «Освоение этого региона и его транспортное обеспечение не может быть решено в одиночку», - говорит министр путей сообщения Геннадий Фадеев. Предполагается, что блокирующий пакет акций будет принадлежать администрации региона, которая войдет в проект своими активами. Как заявил ГАЗЕТЕ губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов, «в течение последних пяти лет мы ежегодно вкладываем около 30 миллионов рублей в железную дорогу, построили два вокзала. Это и будет нашей долей участия в компании». МПС, в свою очередь, может внести в уставный капитал компании уже действующие и недостроенные участки железных дорог на севере Ямала. Но главный козырь министерства - это административный ресурс и лоббистские возможности МПС при утверждении тарифов на перевозки по этим веткам. Все финансовые затраты на строительство и содержание железнодорожных путей лягут на «Газпром» и «ЛУКОЙЛ». Проект ценою в "десятки миллиардов долларов" По словам министра путей сообщения Геннадия Фадеева, стоимость проекта строительства и эксплуатации железнодорожных веток Северного Урала оценивается в "десятки миллиардов долларов". Как стало известно ГАЗЕТЕ, финансирование проекта будет вестись на протяжении 10 лет. По мнению участников проекта, уже на 12-й год проект должен стать окупаемым, и руководители «Газпрома» и «ЛУКОЙЛа» уже дали принципиальное согласие на свое участие. По словам члена правления «Газпрома» Михаила Аксельрода, «должна быть создана рабочая группа с представителями газовщиков, которая детально изучит этот проект». Не исключено, что «Газпром» и «ЛУКОЙЛ» войдут в уставный капитал компании не только денежными средствами, но и внесут часть своих региональных активов. Блокирующий пакет управляющей компании будет находиться в собственности администрации региона. Вице-президент «ЛУКОЙЛа» Анатолий Барков также поддержал проект железнодорожников. Нефтяная компания заинтересована в железнодорожных подходах к «собственным» месторождениям. Нарушить министерскую монополию «В идее создания управляющей компании больше вопросов, чем ответов», - считает директор департамента стратегического анализа аудиторско-консультационной компании ФБК Игорь Николаев. По его словам, сегодня известны управляющие компании в банковской сфере, но не в организации перевозочной деятельности. Обычно такие структуры управляют деятельностью, которую кто-то уже ведет. На управляющую компанию возлагается организация перевозочной деятельности, что относится сегодня к функции МПС. Но создание такой компании можно расценивать как положительное явление, считает эксперт. Надежды, которые возлагались на операторские компании, не оправдались. Когда МПС начало создавать их, предполагалось, что компании, закупая новый подвижной состав, создадут дополнительные провозные мощности по перевозке грузов и будут выполнять функции перевозчика, доставляя груз от точки до точки. Но этого не произошло - компании не получили от МПС обещанных льгот, операторы стали выполнять лишь экспедиторские функции по сопровождению товара. Вместо компаний-перевозчиков появились компании - владельцы подвижного состава. Министерство осталось фактически на монопольном положении - альтернативных перевозчиков на рынке единицы. По мнению эксперта, создание управляющей компании позволит нарушить монополию МПС как перевозчика «от двери до двери». «Опасность создания локальной монополии» В МПС денег на новое строительство нет, но «даже долевое участие министерства должно быть чем-то обеспечено», считает замминистра путей сообщения Анна Белова. МПС предполагает, что затраты частных компаний на строительство и содержание путей будут компенсироваться специальными тарифами, которые в несколько раз будут превышать действующие тарифы на грузовые железнодорожные перевозки по сети железных дорог. По всей видимости, это и будет главным ресурсом, с которым МПС идет в проект. Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) более осторожна в оценках. Новая управляющая компания автоматически попадет в реестр естественных монополий, и она сможет применять только экономически обоснованные тарифы. ФЭК считает, что тарифы на Ямале могут быть выше "обыкновенных". Но «проблему финансирования проекта надо решать не за счет тарифной нагрузки, а путем привлечения внешних средств», считает зампредседателя Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) Иван Березин. «Опасность создания локальной монополии действительно существует, но за этим должны следить контролирующие органы, и ФЭК в первую очередь», - заявил ГАЗЕТЕ Игорь Николаев. Но, по его словам, существующее сегодня законодательство позволяет регулировать этот процесс. СПРАВКА На Северо-Уральский федеральный округ, в состав которого входит полуостров Ямал, приходится более 67% общероссийской добычи нефти и 98% - газа. По трубопроводам транспортируется весь объем газа и 97% нефти. Объем вывоза продукции с Северного Урала железнодорожным транспортом составляет 7,3 млн. тонн. Завозится в регион около 18 млн. тонн, в основном строительных грузов и труб различных диаметров. Ожидается, что к 2005 году общий объем вывоза продукции из северных регионов Урала увеличится на 3 млн. тонн и превысит 10 млн. тонн грузов. Из них почти 9 млн. тонн составят нефтегрузы. В перспективе до 2010 года объемы вывоза продукции увеличатся до 12 млн. тонн. Поток ввозимых грузов составит к 2005 году почти 19 млн. тонн, а к 2010-му - до 21 млн. тонн в минимальном и до 26 млн. тонн - в максимальном варианте. На полуострове Ямал на 25 месторождениях подготовлены для разработки запасы газа в объеме 13 трлн. кубометров. Разработка месторождений начнется, как намечается, не позднее 2007 года. Оптимальный запас добычи газа на Ямале в 2030 году определяется в 180-200 млрд. кубометров. Общая инвестиционная емкость ямальских проектов оценивается в 40 млрд. долларов. Транспортировка газа Ямала может иметь альтернативу - строительство в районе мыса Харасавей морского терминала и первого в России завода по сжижению газа мощностью до 30 млрд. кубометров в год с последующим вывозом его по трассе Северного морского пути в специализированных судах-газовозах в страны Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Реализация проекта оценивается в 12 млрд. долларов и позволяет обеспечить напрямую транспортировку газа за пределы Северного Урала без прокладки новых газопроводов. Сеть железных дорог Северного Урала. Войновка-Тобольск-Коротчаево - 1331 км. Линия является основным связующим звеном Ямало-Ненецкого автономного округа со Свердловской железной дорогой. Коротчаево-Новый Уренгой - 75 км, примыкает на востоке к магистрали Тюмень-Сургут-Коротчаево, на западе - к тупиковой линии Надым-Новый Уренгой и на севере - к тупиковому железнодорожному участку Новый Уренгой-Ямбург. По линии обращаются грузовые и грузопассажирские поезда в сообщении Коротчаево-Пангоды. Основное назначение линии - доставка грузов для нефтегазовых месторождений в северной части Надым-Пур-Тазовского района. 60% грузов предназначены для РАО «Газпром». Новый Уренгой-Пангоды-Надым (220 км) - обеспечение Ямбургского, Медвежьего и других газовых месторождений, обслуживание пассажирских перевозок между Уренгоем, Ямбургом и Пангодами. Новый Уренгой-Ямбург (235 км) - транспортное обеспечение Ямбургского газового месторождения. Строящаяся линия Обская-Бованенково-Харасавей предназначена для транспортировки и обслуживания Бованенковского и прилегающих к нему газовых месторождений, а также Новопортовского нефтяного месторождения. Участок протяженностью 190 км эксплуатируется по временной схеме: по нему открыто рабочее движение, где перевозятся в основном грузы для нужд строителей.
Газета ,
7.05.2003
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |