Министр энергетики Игорь Юсуфов вчера в Париже по сути презентовал проект Энергетической стратегии России до 2020 года.
И хотя документ еще не рассматривался на заседании правительства, а по некоторым его пунктам продолжаются баталии, г-н Юсуфов на конференции Международного энергетического агентства (IEA) счел возможным представить мировой общественности основные его пункты.
Однако часть доклада о ситуации с развитием ТЭК в России оказалась довольно сумбурной, кроме разве что положения в нефтяной отрасли. Этот «фальстарт» с Энергетической стратегией у г-на Юсуфова уже не первый: в преддверии заседания правительства по этому же вопросу в прошлом году он на встрече с американским коллегой Билом Ричардсоном подарил ему проект, и уже затем направил его кабинету министров.
Теперь г-н Юсуфов заявляет в Париже: стратегия, как передает пресс-служба Минэнерго, предусматривает, что «будет продолжено реформирование отраслей топливно-энергетического комплекса».
В газовой отрасли и электроэнергетике оно будет осуществляться «на основе разграничения естественно-монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности и последующего развития конкуренции в этих отраслях в целях снижения издержек производства и обеспечения полной организационной и финансовой прозрачности их деятельности».
Детально г-н Юсуфов предпочел этой темы не касаться, однако именно она стала предметом ожесточенной и еще не окончившейся схватки между Минэкономразвития и «Газпромом». О том, каким образом Энергетическая стратегия подразумевает привлечение инвестиций в ТЭК, также подробно сказано не было. Иными словами, г-н Юсуфов в этой теме просто «отметился».
Однако российскому министру удалось вписаться в общий настрой конференции, главная мысль которой была такой: мировой нефтяной рынок входит в новую эпоху, которая будет характеризоваться обострением борьбы ведущих стран -- производителей нефти за инвестиции и рынки сбыта. Г-н Юсуфов доложил: «Согласно прогнозам, производство первичных топливно-энергетических ресурсов возрастет к 2020 году по сравнению с 2001 годом на 30--35%, и это вполне вписывается в необходимость удовлетворения растущего внешнего спроса.
Предполагается существенная географическая диверсификация экспорта нефти, прежде всего в страны Азиатско-Тихоокеанского региона». Также г-н Юсуфов заявил, что активное сотрудничество России со странами Центрально-Азиатского региона позволит экономить ресурсы северных газовых месторождений «для будущих поколений» и избежать необходимости форсированных капиталовложений в их разработку.
Словно продолжая тему, начатую министром на конференции IEA, премьер-министр Михаил Касьянов вчера в беседе с журналистами затронул вопросы строительства нефтепроводов. Он в очередной раз заявил о том, что решение о строительстве трубы Ангарск--Дацин фактически принято, а строительство ответвления на Находку начнется только тогда, когда будут подтверждены необходимые для прокачки объемы нефти.
Иными словами, строим в Китай, а там посмотрим, нужна ли Находка. Что касается другого крупного проекта -- мурманского, г-н Касьянов сказал, что в скором времени подпишет распоряжение о разработке ТЭО. После чего проект, надо полагать, будет признан целесообразным.
Вопрос об управлении нефтепроводом, по словам премьера, будет решаться позднее, исходя из принципа, что все трубы, энергосети и железнодорожные пути «должны быть под контролем государства».
При этом необходимо стимулировать частные компании, чтобы заинтересовать их в строительстве новых магистральных систем и инвестировании в эти проекты, отметил глава правительства. «Можно стимулировать частных инвесторов, предусмотрев разные способы регулирования и расплаты», -- сказал г-н Касьянов.
Время новостей ,
30.04.2003