Информация о вчерашнем заседании правительства, где, в частности, рассматривалось налогообложение газовой отрасли, была неожиданной.
Информационные агентства дружно передали, что замминистра финансов Сергей Шаталов заявил: увеличение экспортной пошлины на природный газ с 5 до 10% необходимо для того, чтобы не допустить увеличения внутренних тарифов на него.
Вкупе с отменой акциза на газ это означало, что Минфин проиграл лоббистам «Газпрома» схватку за налоги, поскольку Алексей Кудрин предлагал правительству увеличить экспортный сбор до 20% от таможенной стоимости.
По подсчетам газеты «Время новостей», если отмена акциза с газа «Газпрома» отнимет у казны 4 млрд долл., а рост пошлины даст только 700--800 млн долл. дополнительных поступлений, то даже предложенная Минфином ставка в 193 руб. за каждую тысячу кубометров газа не обеспечивает необходимой компенсации. Общие платежи «Газпрома» в бюджет снизились бы примерно на 500 млн долларов.
А это уже внушительная дыра в государственной казне, которую Алексей Кудрин хотел немного наполнить за счет экспортных доходов «Газпрома».
Сомнения в возможности такого щедрого подарка концерну (10% цены -- это примерно 1,4--1,6 млрд долл. в год) со стороны правительства были развеяны подтверждением двукратного повышения пошлины на официальном сайте правительства.
Однако к вечеру департамент правительственной информации распространил «уточнение», что на самом деле кабинет министров полностью согласился с предложениями Министерства финансов.
В газовом концерне от комментариев отказались. Но последствия такого решения для «Газпрома» были подробно описаны газетой «Время новостей» 21 апреля. По нашим расчетам, фискальная нагрузка на «Газпром» в 2004 году возрастет на 850--900 млн долл.
Соответственно на такую сумму возрастут поступления в бюджет от лидера газовой отрасли России.
Не менее любопытные события творились на проходившем вчера вечером совете директоров «Газпрома». Из членов правительства, которые составляют большинство в этом органе монополии, присутствовал только министр имущественных отношений Фарит Газизуллин.
Заседание проигнорировали главные оппоненты Алексея Миллера -- вице-премьер Виктор Христенко и министр экономического развития Герман Греф (у него была уважительная причина -- нахождение на лечении), а также министр по антимонопольной политике Илья Южанов и первый замруководителя аппарата правительства Александра Левицкая.
По сути, руководство «Газпрома» отчиталось само перед собой и независимыми директорами. При этом неожиданно выяснилось, что снятый было с повестки дня вопрос о возврате активов был все же обсужден. Не исключено, что это произошло как раз из-за отсутствия на совете потенциальных «критиков» действий менеджмента.
В итоге член правления заведующий имуществом концерна Александр Красненков рассказал своим прямым начальникам о действиях по возврату «Нортгаза» и «Азота». Однако, по информации газеты «Время новостей», никаких революционных решений принято не было. Судя по всему, не было и дискуссии.
Последним штрихом прошедшего собрания следует отметить снятие с обсуждения вопроса о дивидендной политике «Газпрома», который инициировал независимый директор Борис Федоров.
В концерне это объясняют тем, что удобнее будет обсудить эту тему вместе с размером дивидендов за прошлый год на майском заседании совета, который скорее всего станет последним для нынешнего состава.
Время новостей ,
24.04.2003