|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Иванов будет отстаивать военную реформу
24.04.2003 00:01
Завтра на заседании правительства будут представлены основные положения государственной программы по переводу войск на профессиональную основу. Ее утверждение должно пройти не позднее 1 июля этого года.
Таково требование президента страны. Но не факт, что к этому сроку основным оппонентам - Министерству обороны и СПС - удастся достичь компромисса. Сергей Иванов и Борис Немцов изложат премьеру две принципиально разные концепции. В последние дни Иванов предпринимал беспрецедентные пиар-усилия по популяризации своей позиции. Победа СПС грозит Иванову подрывом авторитета в среде генералов. Победа же министра обороны будет означать, что армейской перестройке уготована участь прочих нереализованных реформ последних лет. Прения ожидаются весьма острыми, ибо обсуждается знаковый вопрос. Не только с точки зрения общего хода военного реформирования, но и социальной напряженности внутри России, что, в свою очередь, обусловливает его высокую политическую значимость. Концепция Минобороны, которую поддерживает замминистра экономразвития генерал-полковник Путилин, высоко затратная, неподъемная для госбюджета. Только лишь первоначальные расходы - 150 млрд. рублей. Причем перевод на контрактную систему предполагается всего для четверти призывников. По прошествии четырех лет этого реформирования более 400 тыс. юношей по-прежнему будут направляться на службу по призыву. Словом, проблема профессионализации армии так и не будет решена. "Союз правых сил" предлагает менее затратный, но более интенсивный путь перехода к профессиональным вооруженным силам. Как отмечает один из разработчиков этой программы Виталий Цымбал, перейти на полностью профессиональную армию можно за те же четыре года. Затраты составят в среднем по 22,5 млрд. рублей ежегодно. Обязательный призыв будет производиться всего на полгода и только в так называемые учебные центры. После этого срока желающим будет предложено подписать контракт. Таким образом будет формироваться мобилизационный резерв из солдат полугодичной службы. А контрактники составят профессиональное ядро армии. Они будут в том числе участвовать и в ликвидации горячих точек на территории России. Одновременно выбивается основа из-под дедовщины - этой самой запущенной и наиболее социально опасной болезни, поразившей Российскую армию и флот. Разница в двух подходах касается не только сроков перестройки и процентного соотношения контратников и призывников. Речь и о финансовых приоритетах реформирования. Генералитет добивается того, чтобы львиная часть средств (до 80 процентов) направлялась на капиталовложения: строительство жилья для профессиональных военных, переоборудование плацев и полигонов, модернизацию боевой техники, то есть на вещи, не имеющие прямого отношения к реформе. Тем самым убиваются сразу несколько зайцев - и реформа затягивается, и оборонные предприятия получают новые заказы. Правые же настаивают, что для начала у контрактников должны быть адекватные их труду зарплаты - хотя бы на 20 процентов выше среднего уровня по стране. Раздать всем солдатам квартиры -задача невыполнимая, ведь даже многие офицеры у нас остаются бездомными. А вот модернизировать казармы и выделить семейным деньги на поднаем жилья вполне возможно. И достаточно хотя бы для того, чтобы военная реформа была запущена. Сопротивление генералитета вполне естественно. Ведь в сохранении призыва по большому счету заинтересована только армейская верхушка - ей не надо перестраиваться в соответствии с принципиально новыми требованиями службы, в числе которых четкая организация учебного процесса, уважение к личности подчиненного, добровольный отказ от использования личного состава на работах, не связанных с выполнением воинских обязанностей. Отказ от призывной традиции - это еще и потеря огромных теневых доходов, извлекаемых военными, чиновниками и врачами из естественного желания сотен тысяч семей "откосить" от армии. Программа СПС и гайдаровского Института проблем переходного периода - это, по сути, пробуждение к жизни принципа гражданского (политического) контроля над силовыми структурами. Не в СПС это придумали. СПС лишь инициативно реализует основополагающий демократический принцип. Это не предвыборные лозунги (как непрестанно заявляют высокопоставленные представители Минобороны), а выражение насущных потребностей всего общества. Таким образом, сегодня на заседании кабинета министров сталкиваются две политические тенденции: одна - приснопамятный ведомственный диктат, другая - общественно-демократическая инициатива, не удобная для власти. К сожалению, отсутствует комиссия, которая пользовалась бы безусловным авторитетом и была бы способна дать заключение по двум представленным концепциям перехода к профессиональной армии. Следовательно, третейским судьей выступит Михаил Касьянов. В последние недели премьер провел две встречи с Борисом Немцовым и в какой-то мере проникся его концепцией. Но здесь в дело вступает пресловутый административный ресурс. К тому же положение самого Касьянова сегодня довольно шатко. Наблюдатели допускают, что публично премьер займет сторону силовых ведомств. А это будет означать панихиду по контрактной службе в частности и военной реформе в целом. Впрочем, в СПС еще видят некоторые шансы для продвижения своих идей.
Независимая газета ,
24.04.2003
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |