|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Я так считаю
23.04.2003 00:01
В России контрольных органов больше, чем в любой другой стране мира. Оптимизация контрольных функций государства назрела, и решаться этот вопрос будет в ходе начавшейся административной реформы.
Об этом в эксклюзивном интервью "Итогам" рассказал председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин. - Сергей Вадимович, в каких единицах вы бы измерили эффективность работы вашего ведомства? В рублях, у.е., баррелях или, скажем, в возбужденных уголовных делах? - Определенный порядок в бюджетной сфере страны наведен, и с бюджетными средствами, как прежде, не пофокусничаешь. Особо изобретательные по этой части бюджетополучатели уже имели возможность убедиться: обязательно проверят, спросят и, если что не так, накажут - как, например, некоторых министров-руководителей. Впрочем, идеология работы Счетной палаты за последние несколько лет изменилась, и теперь мы не только смотрим за тем, чтобы бюджетные средства расходовались по назначению, но и оцениваем эффективность их вложения. В результате появилось несколько серьезных аналитических записок, направленных в правительство и президенту, - по ситуации в оборонном комплексе, по реформе ЖКХ, РАО "ЕЭС" и Министерства путей сообщения. Мы также изложили свою точку зрения на деятельность нефтегазодобывающего комплекса и на эффективность налоговой политики. Не секрет, что в нынешних условиях некоторые нефтяные компании ухитрялись систематически недоплачивать налоги, что примечательно, не нарушая при этом законодательства. Определенное представление об эффективности работы Счетной палаты дают также результаты сотрудничества с правоохранительными органами. Если в 2000 году по нашим материалам было возбуждено 20 уголовных дел, то в прошлом - 72. - Подобной статистикой оперируют и правоохранительные структуры. Чем же в таком случае отличается от "силовиков" Счетная палата? И вообще, не кажется ли вам, что в России наблюдается некоторый перебор с контрольными органами? - Принципиальное отличие в том, что по Конституции Счетная палата - орган независимый. Мы говорим то, что есть на самом деле, и такая информация ценится весьма высоко. Кроме того, мы осуществляем функцию внешнего контроля -проверяем не только бюджетополучателей и тех, кто распоряжается бюджетными средствами, но и анализируем работу ведомственных контрольных органов на предмет объективности их информации. А в целом у нас действительно контрольных органов больше, чем в любой другой стране мира, и я считаю, что оптимизация органов финансового контроля назрела. Президент, между прочим, уже трижды давал поручения о разработке в рамках административной реформы концепции единого финансового контроля. Не в этом, так в следующем году, я думаю, эта задача будет решена. Как это делается, президент продемонстрировал на примере реформы силовых структур - решительно и оптимально. - А как оценивают деятельность Счетной палаты зарубежные коллеги? Например, из Генерального управления учета США... - Приведу такой пример. В конце прошлого года американский конгресс принял закон о реструктуризации нашего долга США и другим странам в рамках программы "Долги в счет утилизации отходов химического и ядерного оружия". Причем конгрессмены предложили возложить финансовый контроль за реализацией этой программы как на Счетную палату РФ, так и на Генеральное управление учета США. В определенной степени - это уже международное признание. Я доложил о ситуации Владимиру Путину, и он одобрил нашу совместную деятельность, на которую, кстати, ситуация вокруг Ирака пока не повлияла и, я надеюсь, не повлияет. - Президент довольно активно использует информацию Счетной палаты. Генпрокуратура, судя по количеству заведенных уголовных дел, тоже. А вот среди парламентариев интереса к вашим материалам что-то не наблюдается. Не доверяют? - Из Госдумы и Совета Федерации поступает немало запросов, по которым мы проводим проверки. А что дальше? Что может парламент, кроме принятия постановлений, серьезной реакции на которые практически не бывает? Тогда как у Счетной палаты хватает прав и полномочий. Если нарушен закон, мы готовим представление, и в течение месяца на него должен быть мотивированный и конкретный ответ. Нет - тогда прокуратура. Теперь о взаимодействии с президентом, которому мы по закону не подчинены и могли бы перед ним не отчитываться. Почему у нас наладились хорошие рабочие контакты? Предполагаю, что он сам в них заинтересован, поскольку как бывший оперативник предпочитает получать информацию из разных источников - так легче делать правильные выводы. Мы же, со своей стороны, не можем не учитывать, что у нас все-таки президентская республика, и роль первого лица в государстве весьма высока. Представление еще можно не заметить, но когда на моих докладных записках президенту появляются его подчас очень жесткие резолюции, попробуй их не выполни. И я не считаю, что работа с президентом напрямую неправильная практика. Кстати, мы разработали поправки в закон о Счетной палате, предписывающие нам в обязательном порядке выполнять не только поручения Федерального собрания, но и поручения президента. Правда, вот уже полтора года эти поправки лежат в Госдуме без движения - нет положительного заключения правительства. Почему нет, тоже понятно - потому что эти поправки увеличат полномочия Счетной палаты по части проверки самого правительства. А этого не всем хочется. - Если вам так хорошо работается в тандеме с президентом, может быть, резоннее поменять статус и перейти в непосредственное подчинение главе государства? Пусть он ставит вам задачи. - Мы все-таки изменили ситуацию. Особенно с верхней палатой парламента. Теперь наиболее крупные наши проверки рассматриваются Комиссией Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой, которая работает на постоянной основе. Надеюсь, что и в Госдуме нового созыва нам удастся создать подобную структуру. В конце концов всенародные избранники должны понять, что на самом деле и у Госдумы, и у Совета Федерации есть один реально действующий инструмент - это Счетная палата, и не использовать его - грех. Кстати, понимание уже приходит. По материалам проверки "Северной верфи", где государство потеряло многие десятки миллионов долларов, и по результатам проверки эффективности использования государственной собственности за рубежом именно Госдума приняла очень жесткие постановления. Правда, и основания были весьма серьезные. - А что у нас творится с российской собственностью за рубежом? - Когда в 1992 году мы принимали на себя обязательства по долгам СССР, предполагалось компенсировать их в том числе и за счет использования перешедшей к нам советской собственности за рубежом. Теперь выясняется, что кроме российско-вьетнамской нефтяной компании "Вьетсовпетро" прибыли никто не давал. Все остальные - полный ноль. Сейчас этим вопросом занимается управделами президента. Но десять лет уже потеряны. В материальном исчислении это миллиарды. - Не кажется ли вам, что и Госдума, и Счетная палата не используют все возможности закона о бюджете? Относятся как к бухгалтерскому документу: пролоббировали, проголосовали - и забыли до следующего года. - До недавнего времени термин "бухгалтерский документ" был справедлив для характеристики бюджета. Сейчас работа над законом о бюджете изменена. К сожалению, два года подряд Государственная дума при голосовании по бюджету не учитывает 14-ю статью закона о Счетной палате, где нам предписано осуществлять оперативный контроль за расходами бюджетных средств. Таким образом, парламентарии сами изъяли у Счетной палаты инструмент оперативного контроля. И напрасно, на мой взгляд. Он не повредил бы и самой Госдуме. - Стало быть, далеко не все народные избранники заинтересованы в строгом исполнении бюджета? - Совершенно верно. Но я надеюсь, что мы еще вернемся к этой теме. Год, как известно, выборный, и депутатам надо будет показать, что они выражают не только интересы своей фракции или партии, но и избирателей. - Сергей Вадимович, за столько лет работы в парламенте, в правительстве и в Счетной палате вам, должно быть, известен ответ на вопрос: почему наша экономика так и не стала высокоэффективной? - Это не проблема бюджета и даже не проблема эффективности расходования бюджетных средств. На самом деле это проблема экономической стратегии государства. Еще три года назад в президентском послании Федеральному собранию черным по белому было записано: российская экономика должна избавиться от нефтезависимости. Пока этого не получилось. На мой взгляд, не решены две главные задачи. Во-первых, еще нет серьезных подвижек в реальном секторе экономики. За исключением небольшого прогресса в авиакосмической промышленности, судостроении, нефтехимии и металлургии, наши предприятия как были весьма и весьма нерентабельными, так и остались. Вторая наша беда - высокие налоги и сложная налоговая система. По этому поводу как раз сегодня ведется резкая полемика. Но в первую очередь надо признать, что действующая в стране налоговая система не является эффективным инструментом для создания среднего класса. Поэтому мы имеем извращенную экономику олигархического характера: на все про все 6-7 сверхбогатых людей, которые занимаются в основном металлами и нефтью. И этим все сказано. Остановимся на самом понятном примере - кредитовании жилищных программ. Во всем мире жилье покупают в кредит, и никто при этом не чувствует себя ущербным, не видит ничего страшного в том, если семья сейчас приобретет квартиру в кредит, а расплачиваться за нее будут внуки и даже правнуки. У нас же огромное количество людей в принципе лишены возможности получить крышу над головой, поскольку на муниципальное строительство у государства средств нет, а мировая практика долгосрочных кредитов в России пока, к сожалению, не прижилась. Ни в промышленности, ни в ЖКХ. Ну не хотят наши инвесторы рисковать! Этот упрек, кстати, в полной мере относится и к кредитной политике Сбербанка, на что и указала Счетная палата после прошлогодней проверки. - Существует еще одна проблема - импорт передовых технологий. Может быть, у нас слишком большие пошлины? - С принятием Таможенного кодекса ситуация, надеюсь, изменится. Наш рынок должен быть максимально открыт для ноу-хау, прогрессивных разработок, которые не могут быть произведены у нас в стране. Но я сторонник того, чтобы мы не только импортировали новые технологии и оборудование, но и производили все это сами, на базе совместных предприятий. Как, например, на "Русском дизеле" в Санкт-Петербурге. - А как вы относитесь к реформе РАО "ЕЭС"? Это ведь тоже стратегический вопрос. - Политическое решение, как известно, принято. Но вопросы остаются. Во-первых, что получит государство в результате приватизации РАО "ЕЭС"? Во-вторых, как будут проводиться тендеры и конкурсы - уж не так ли, как это было в начале 90-х годов, когда приватизировался нефтекомплекс? Анатолий Борисович Чубайс, конечно, уверяет, что после приватизации РАО "ЕЭС" к нам бурным потоком пойдут многомиллиардные инвестиции. Вот это и надо просчитать: пойдут ли? Иначе овчинка выделки не стоит. Хотя я абсолютно с ним согласен в том, что нынешнее состояние отечественной энергетики, которая с конца 80-х практически не получала инвестиций, вызывает большую тревогу. Дальше так нельзя, это совершенно очевидно. Президент РСПП Аркадий Вольский между двумя бывшими премьерами - Сергеем Степашиным и Евгением Примаковым (Фото: Вячеслав Кочетков/ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ) - Еще один вопрос из злободневных - по поводу ренты за использование природных ресурсов. - Счетная палата предлагает вычленить рентную плату из совокупности начислений на доход нефтяных компаний и повысить ее ставку. К такому выводу мы пришли после того, как проверили некоторые нефтяные компании и оценили их реальный вклад в доходную часть бюджета. И я не понимаю, что здесь необычного. Плата за использование недр - мировая практика. Между прочим, в кандидатской диссертации Владимира Путина этот момент тоже прописан. - Почему-то чаще вспоминают о том, что у нашего президента черный пояс по карате, а вот о том, что он кандидат экономических наук... - Очень интересная диссертация. Напрасно о ней так мало говорят. Наверное, многие побаиваются, что идеи, которые в ней изложены, могут быть реализованы. Но я полагаю, что их время пришло. Необходима только политическая воля - и можно ставить вопрос о соответствующем изменении законодательства. В России контрольных органов больше, чем в любой другой стране. По словам председателя Счетной палаты Сергея Степашина, в ходе административной реформы должна быть оптимизирована и система финансового контроля.
Итоги ,
23.04.2003
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |