|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Полпреды ждут от Кремля денег и власти
23.04.2003 00:01
Владимир Путин в среду собирает в Кремле семерых своих наместников. Юбилейную тему (13 мая третья годовщина окружных полпредств) в 2003-м решено отметить до того, как президент выступит с Посланием Федеральному собранию.
Судя по тону комментариев кремлевских собеседников "НГ", президент не столько хотел бы подвести итоги (полпреды и так по нескольку раз в месяц встречаются с главой государства), сколько посоветоваться. Четкого представления, например, с чем и в каком виде будет "послан" кабинет министров, высшая власть не имеет и по сей день - оттого, говорят, обращение к Федеральному собранию и переносится. Дума бьется в предвыборном экстазе, за ней на электорат заглядывается Совфед, региональная власть разрывается между Центром и "местом", в правительстве грядут перемены, а в администрации усиливается борьба за влияние на обновляющийся Белый дом. Получается, что более послушной, дисциплинированной и твердой опоры, чем полпреды, во властной вертикали Владимира Путина сегодня нет. Наместники же надеются на расширение полномочий. В прошлую пятницу депутатам от Урала Петр Латышев, например, заявил, что ожидает "усиления функций государственного контроля" и передачи "кадровых функций на уровень федеральных округов". Наместники проконтролируют трансферты Информированные источники "НГ" подтвердили, что Владимир Путин действительно рассматривает возможность корректировки деятельности наместников. Речь может идти о конкретизации функций контроля над финансовыми потоками, например, адресной помощью, трансфертами, федеральными целевыми программами. Указом президента эта роль ограничивается проверочными рамками уже переведенных в регионы средств. "Ежегодно 89 ходоков подают в Центр заявки на суммы под зачастую эфемерные проекты. Проще обсуждать эту тему с полпредами, - комментируют один из вариантов уточнения, - Речь не о подмене функций, а о согласовании трансфертных трат". В том же ключе идет версия о более тесном общении с правительством, с Минфином, на тот же предмет - бюджетного планирования. Именно за президентскими наместниками будет последнее слово, куда, под какую надобность и какую сумму следует выдать. Случайный человек в депутаты не пройдет Что касается кадровых вопросов, то сегодня, как оказалось, даже "независимых" депутатов полпредствам на всякий пожарный "представляют". "Люди заранее должны подбираться, чтобы не избрали случайных, - заявил в интервью "НГ" лидер Народной партии Геннадий Райков (значительная часть его одномандатников избирается от уральских регионов). - Мы обмениваемся информацией. Полпреду немаловажно, кто депутат". При известном административном ресурсе, если наместникам и впрямь прибавят помимо "визирования" той или иной кандидатуры ее представление и отзыв, "запасной" состав назначенцев уже сегодня может разместиться на всех исполнительных этажах, включая и местное самоуправление. В полпредствах утверждают, что "свой" кадровый резерв уже сформировали. В курирующем крыле администрации, однако, далеко не все видят целесообразность усиления посредников между Центром и округами. Окончательное слово, по всей видимости, произнесет Владимир Путин, обратившись к Федеральному собранию. Одно ясно: будоражившие последнее время околополитические кулуары слухи о скорой ликвидации полпредств основания не имеют. Впрочем, ясно и другое: при всех плюсах опора из полпредов сродни отличным костылям: их эффективность в том, что при правильном управлении они помогают, однако на процесс и скорость выздоровления не влияют. При всем нынешнем ресурсе наладить скоординированную работу ветвей власти в регионах у полпредов не выходит. Так, Виктор Казанцев в преддверии референдума в Чечне просит помощи по координации силовых ведомств региона у министра обороны Иванова. А в Приволжье для устранения межведомственного конфликта понадобилось непосредственное вхождение Сергея Кириенко в состав совета директоров одного из предприятий. Над схваткой по примеру главного своего начальника полпреды находиться не научились. Банально, но факт - избрание "нужных" Москве кандидатов тоже не всегда удается. Борьба за инвестиции "Единственная задача, которую полпредам удалось выполнить на 99 процентов, - признался на встрече с депутатами "надзирающий" из Екатеринбурга Петр Латышев, - приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным". Далее, по словам Латышева, только предстоит работа по выстраиванию единого экономического пространства. В частности, над "инвестиционной привлекательностью". За тот же "Бритиш Петролеум", по его словам, "надо держаться обеими руками", чтобы других не спугнуть. Опасения вполне обоснованны. Частые сношения с иностранцами, как заметил в беседе с "НГ" высокопоставленный правительственный чиновник, общей инвестиционной картины к лучшему не изменили: в 2002 году рост иностранных вложений снизился до 3% против 15% в 2001-м. Впрочем, выискивать победы полпредов на экономическом поприще, возможно, и не стоит. Или ждать от них развития гражданских институтов... Главная функция полпредов, которую они не афишируют, - "доклад президенту". Костылями ведь можно и стучать... "В основном только это от них требуется. Объективная картина с места. Они неплохо справляются", - заметил один из высокопоставленных кураторов. Между тем костыли - та же палка о двух концах. С ними больной чувствует себя уверено - отбросив их, неокрепнувшая "вертикаль" может просесть. Очевидно, что уже через год перед президентом снова встанет вопрос: как быть с костылями?
Независимая газета ,
23.04.2003
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |