Гибель Сергея Юшенкова — это не просто очередное, пусть и громкое, убийство. Из политики ушел последний романтик.
Юшенкова многие не любили. Он и вправду был человеком сложным, неуживчивым и в то же время — удивительно наивным.
Даже временная его дружба с Березовским — тоже в какой-то степени проявление наивности и романтизма. На полном серьезе он говорил, что сильнейшее впечатление произвело на него покаянное письмо олигарха — его зачитывали на съезде “Либ.России”. А потом выяснилось, что это была очередная игра. Что плевать хотел Березовский на либеральные ценности: ему все равно с кем объединяться — хоть с фашистами, — лишь бы насолить Кремлю.
Любой другой на месте Юшенкова подумал бы тысячу раз, прежде чем соглашаться на раскол. За союз с радикалами Березовский предлагал ему 100 миллионов долларов (Юшенков рассказывал мне об этом сам). Ради таких денег стоило поступиться принципами. Но сторона материальная волновала Юшенкова меньше всего...
Оперативно-следственная группа делает еще лишь первые шаги. До конца не опрошены соседи. Не проведена баллистическая экспертиза пистолета. А версия о “следе Березовского” звучит уже вовсю.
Тому есть немало причин. Последние месяцы не было для Березовского человека ненавистнее, чем Юшенков (кажется, еще Ремарк говорил: самые страшные враги — бывшие друзья).
Не раз покойный выступал с резкой критикой недавнего союзника. Говорил о его беспринципности.
Но это лишь сторона внешняя, парадная. За фасадом между тем бушевали еще более мощные страсти.
Сильный конфликт разгорелся у Юшенкова с ближайшим сподвижником БАБа — неким Андреем Сидельниковым, 26-летним экс-помощником депутата Головлева.
После того как Сидельникова исключили из партии, он возглавил исполком “Либ.России” №2: движения, созданного сторонниками Березовского, которое не признает никто, кроме олигарха.
Сидельников имел близкое касательство к вопросам финансирования “Либ.России”. Он регулярно ездил к Березовскому, даже присутствовал на последнем лондонском суде.
Доподлинно известно, что незадолго до смерти Юшенков в узком кругу обмолвился, будто Сидельников вполне мог быть причастен к убийству Головлева, ведь депутат выгнал его со скандалом. Он даже повторил брошенную Головлевым фразу: “А мальчика-то я недооценивал...”
И в то же время Березовский всячески пытался восстановить отношения с Юшенковым. В интервью “МК” бывший председатель Госдумы и секретарь Совбеза Иван Рыбкин рассказал, что месяц назад — 14 марта — он вместе с Юшенковым ездил к Березовскому в Лондон. Речь шла о придуманной Юшенковым акции “Это мой кандидат”, которую олигарх согласился финансировать.
“Разговор был доброжелательным, хотя они периодически и цапались, — вспоминает Рыбкин. — И по вопросу объединения с радикалами договориться им не удалось: Юшенков сказал даже, что Борис формирует расстрельную команду. Но что касается этой акции, он согласился принять помощь. Единственное, поставил условие — не участвовать в финансовых делах”.
Наши источники в спецслужбах не исключают, что как раз эти-то обстоятельства и могли стать причиной убийства.
По большому счету акция “Мой кандидат” потерпела провал. Часть денег, выделенных на ее проведение — порядка 3 миллионов долларов, — была расхищена.
В отличие от романтика Юшенкова “гастарбайтеры” Березовского времени зря не теряли. Есть данные, что к финансовым махинациям мог быть причастен зять БАБа (муж его дочери Екатерины) Егор Шуппе, который вместе со своими друзьями-финансистами Емельяном Захаровым и Рафаэлем Филиновым (когда-то они руководили компанией “Ситилайн”) занимался материальной стороной акции.
Известие об этом вызвало у импульсивного Юшенкова настоящий шок. Его соратники говорят, что, узнав о хищениях, Сергей Николаевич решил — теперь уже навсегда — разорвать с Березовским.
Он собирался подавать в суд, чтобы добиться ликвидации незаконно действующих филиалов “Либ.России” — тех, что приняли сторону БАБа. И одновременно выступить с жесточайшим заявлением. Тем более что, по нашим данным, ему стали известны конкретные факты о сотрудничестве Березовского с чеченскими боевиками.
Для Бориса Абрамовича подобные обвинения были подобны смерти. Это окончательно скомпрометировало бы его перед западными “либералами” и ускорило бы процедуру экстрадиции...
По чьему “заказу” убит Сергей Юшенков? Об этом мы узнаем не скоро — если узнаем вообще.
Но совершенно очевидно одно. Гибель “последнего романтика” пополнила и без того внушительный “черный список” Березовского.
Владислав Листьев. Зам. директора “ЛогоВАЗа” Виктор Гафт. Первый зам. управделами ОРТ Анатолий Курочкин. Зам. представителя российского правительства в Чечне Акмаль Саидов. Президент Конфедерации народов Кавказа Юсуп Сосламбеков. Все эти люди стояли у Березовского на пути. И все они погибли при таинственных и трагических обстоятельствах.
Теперь в этом поминальном списке будет значиться еще одно имя: Сергея Юшенкова...
Московский комсомолец ,
21.04.2003