Прокуратура оживилась Узнав, что Голембиовский запускает новый проект
В начале этой недели Генпрокуратура возбудила уголовное дело против бывшего главного редактора газеты Игоря Голембиовского и его заместителя Сергея Агафонова. Суть прокурорских претензий –умышленное доведение газеты до банкротства.
По мнению следствия, Голембиовский и Агафонов искусственно создали кредиторскую задолженность перед рядом фирм, скупивших векселя ОАО «ИИГ «Новые Известия», на сумму 187 млн рублей, и перед ЗАО «Технолизинг» на сумму 7,5 млн долларов.
Скандал начался еще в феврале этого года, когда владелец 76% акций газеты Олег Митволь освободил Игоря Голембиовского от должности гендиректора, правда, оставив за ним пост главного редактора; также в здании была заменена охрана, после чего Митволь принял решение приостановить выпуск газеты.
Главная претензия владельца трех четвертей акций касалась того, что оборудование, приобретенное газетой в 1997 году более чем за миллион долларов, было продано ЗАО «Технолизинг» за 33 тыс. долларов, а потом у того же «Технолизинга» выкуплено за большую сумму.
Редакционный состав иначе оценивает эту на первый взгляд убыточную сделку. Оборудование, купленное 6 лет назад, обветшало, денег для закупки нового у газеты не было, и редакция пошла на то, чтобы за символическую цену продать оборудование, а затем его же и купила, но с тем, чтобы оборудование было возвращено в отремонтированном и обновленном виде.
Скандал можно было бы списать на финансово-производственный конфликт, не будь фирмы, которым задолжала газета, связаны с опальным медиамагнатом Борисом Березовским. Главный держатель акций газеты Митволь и сам признавался, что к деятельности газеты долгое время отношения не имел, ограничившись тем, что вложил в нее 2 млн долларов при учреждении газеты. Все расходы, связанные с дальнейшей деятельностью издания, нес именно Березовский, вложив за годы ее существования в дело более 12 млн долларов.
Сам Березовский уже заявил, что Митволь действует по указке Кремля, так как того раздражают независимая позиция газеты и неподконтрольность журналистов с, по меньшей мере, всероссийской известностью. Не исключено, что в этом вопросе Березовский прав, так как проблемы у газеты совпали со всплеском политической активности самого Бориса Абрамовича в конце 2002-го — начале 2003 года.
Как же так получилось, что человек, вложивший в 6 раз меньше в газету, оспаривает ее долги человеку, вложившему в 6 раз больше? Ситуацию для «Новой газеты» прокомментировал один из обвиняемых — замглавного редактора Сергей АГАФОНОВ:
— Эта проблема сложилась в силу особого подхода Березовского к ведению дел. Он предпочитал не владеть акциями лично. Акции оформлялись на иных людей, которые были фактически его «смотрящими». Именно таким назначенцем и был Митволь. Поэтому он и не занимался инвестициями в газету, их Березовский проводил через иные структуры.
Пока Березовский был в России и пользовался политическим влиянием, такой подход был оправдан. После того как ему пришлось уехать, он потерял возможность контролировать ситуацию, хотя финансировать газету продолжал.
Потеря контроля и дала возможность его креатурам устроить маленький переворот. Дело даже не в том, что собственность была как-то неверно оформлена, дело в том, что у нас в этой сфере действует не закон, а «понятия».
Я не думаю, что нынешние действия Митволя — его самостоятельное решение. Для этого он слишком осторожный, чтобы не сказать трусоватый, человек. Я считаю, что он, конечно, консультировался по этому поводу и, скорее всего, получил заверения в благоприятном для него исходе конфликта.
Предположив, что дело именно в политической борьбе Кремля с Березовским, мы все-таки не получаем ответа, почему именно сейчас возбуждено дело против Голембиовского и Агафонова. В конце концов, «Новые Известия» не выходят с февраля. Борис Абрамович лишился одного из своих изданий, и, зная «независимость» наших судов, трудно предположить, что теперь он сможет обанкротить газету в свою пользу, даже если строил такие планы в прошлом.
Прокуратура не считала нужным форсировать это дело почти 2 месяца, и вот теперь — вдруг уголовное дело по статье 196 УК РФ.
Свет на прокурорскую активность может пролить тот факт, что в минувшую пятницу Голембиовский сообщил общественности, что он, его бывший зам Агафонов и коллектив «Новых Известий» готовятся запустить новый проект. Новое издание, которое предположительно будет называться «Русский Курьер», сейчас форсированными темпами готовится к пилотному выпуску, за его финансирование взялся издательский дом «Медиа-пресс».
Понятно, что деньги выделяются, что называется, «под коллектив», и если его лидеры находятся под угрозой уголовного преследования, то это существенно осложняет финансовую перспективу всего проекта.
Сергей Агафонов в беседе с нашим корреспондентом сообщил, что совпадение событий — оглашение информации о запуске «Русского Курьера» и возбуждение уголовного дела против него и Голембиовского — наводит на грустную мысль, что «все не просто так».
Новая газета ,
11.04.2003