Завтра у премьера сложный день. Сначала на заседании кабинета он будет считать с Минфином оптимизированные Алексеем Кудриным госрасходы, а вечером уже у себя на совещании обсуждать -- в очередной раз -- налоговую реформу.
Причем в том виде, в котором она наконец может произойти. А именно: в пятницу Михаил Касьянов поставил перед Минэкономразвития вполне конкретную задачу -- просчитать последствия введения плоской шкалы ЕСН с одновременным снижением ставки с 35,6 до 28% вместе со снижением НДС с 20 до 18% уже с 2004 года. Плюс к этому МЭРТ следует оценить все это в сочетании с мерами по вычету НДС при капстроительстве и ускорению возмещения НДС экспортерам.
Источники в окружении премьера подтвердили, что подобные идеи давно обсуждались. И теперь г-н Касьянов потребовал от главы МЭРТ Германа Грефа посчитать последствия их осуществления для бюджета.
Если до этого премьер ждал от Минфина и МЭРТ идеологических предложений по налоговой реформе, оставляя за этими ведомствами право решать, какие налоги и как снижать, то сегодня стало ясно, что он сам взялся патронировать налоговую реформу.
Очевидно, чтобы все-таки не упустить возможность провести ее уже в 2004 году, а не в 2005-м, как предлагал Минфин.
Вчера премьер заявил прессе, что переговоры между ним, Минфином и МЭРТ достигли прогресса. Он подчеркнул, что МЭРТ и Минфин уже практически сблизили свои позиции.
Г-н Касьянов впервые, пожалуй, за последние месяца два выступил как оптимист, заявив, что шансы на продолжение налоговой реформы уже в 2004 году остаются, что правительство готово одобрить свои инициативы и внести их в Думу в самые короткие сроки.
Комментируя новые предложения по налоговой реформе, высокопоставленный источник в правительстве отметил, что идея перехода с регрессивной шкалы ЕСН на плоскую вполне корреспондируется с тем, что было сделано по подоходному налогу. Иными словами, устанавливается более эффективная ставка, когда происходит снижение с 35,5 до 28.
И одновременно осуществляется переход с регрессивной шкалы на плоскую, что, на взгляд экспертов, может привести к расширению налоговой базы. То есть введение регрессивной шкалы преследовало цель вывести крупный бизнес из тени в свет. В результате получилось, что вышли только нефтяники и газовики. Все остальные, по словам источника, не смогли (не захотели) воспользоваться прелестями регрессивной шкалы.
Другое дело, что переход к плоской шкале хотя и выведет, скорее всего, из тени иные, помимо нефти и газа, секторы рынка, но при этом может вызвать «отрицание» налоговой реформы у нефтяников и газовиков.
Время новостей ,
9.04.2003