Советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов вчера заговорил о возможности повторения в России кризиса 1998 года.
На международной конференции «Модернизация экономики России: социальный контекст» он связал такую перспективу с проводимой ныне экономической политикой правительства, в частности с ростом госрасходов. По его словам, с 2000 по 2002 год госрасходы в ВВП увеличились с 33,8 до 36,5%, и в 2003 году при сохранении такой тенденции их доля может увеличиться до 39%.
«Рост непроцентных расходов бюджета, которые опережают рост экономики, -- прелюдия к серьезному кризису, -- заявил г-н Илларионов. -- Восстановление макроэкономического баланса без сокращения непроцентных расходов в реальном выражении невозможно. Если это откладывать, то мы рискуем повторить 1998 год». Правда, столь мрачная перспектива если и ожидает страну, то не скоро -- только тогда, когда исчезнет запас прочности, возникший из-за благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Пока же страну ожидает не кризис, а длительная стагнация, считает г-н Илларионов.
Свою точку зрения он подкрепил цифрами, которые свидетельствуют не только о замедлении темпов экономического роста, но и о том, что он перестал быть стабильным. По его словам, если рост промышленного производства в 1999 и 2000 годах был непрерывным, то в 2001 году уже в течение двух месяцев наблюдался спад производства, а в 2002 году -- в течение шести месяцев. При этом ухудшилось «качество роста». Его главным фактором стало «уникально благоприятное состояние мировой конъюнктуры».
Впрочем, советника президента волнует не только этот фактор, но и напрямую связанный с ним рост реального курса рубля, что снижает конкурентоспособность отечественных товаров, приводит к снижению темпов производства. Поэтому, по убеждению г-на Илларионова, все силы сегодня должны быть брошены на недопущение роста реального курса рубля, «а желательно и на его снижение».
Однако Центробанк этим заниматься, похоже, не собирается и планирует увеличение реального курса российской валюты в этом году на 6%. Главное для ЦБ не разогнать инфляцию, рост которой по итогам первого квартала оказался ненамного меньшим, чем за первые три месяца прошлого года, -- 5,1% (оценка г-на Игнатьева) против 5,4%. При этом к концу 2002 года инфляция составила 15,1%, а в этом году, как установило правительство, не должна превысить 12%. Глава Центробанка Сергей Игнатьев признал на конференции, что перед ним стоят две взаимоисключающие задачи. С одной стороны, удержать инфляцию в условиях небывалых поступлений в страну финансовых средств, а с другой -- удерживать в приемлемых рамках рост реального курса рубля.
Он уверен, что сделать это удастся. Но с ним согласны не все. Например, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что у ЦБ нет реальных возможностей сдержать укрепление курса рубля. «Есть объективные законы: если экономика укрепляется -- укрепляется и национальная валюта. Наверное, у Центробанка есть секрет, как в такой ситуации держать курс рубля, не прибегая к увеличению денежной массы, но мне он неизвестен», -- сказал экономист.
Зато всем участникам конференции стал известен новый ориентир для России. Замену Португалии, разговоры о которой стали как-то затихать, нашел все тот же г-н Илларионов. Это соседний Казахстан. Как заявил советник президента, правильная политика казахстанских властей, а именно удержание реального курса национальной валюты, уменьшение госрасходов (их объем не превышает 22% от ВВП), сокращение монопольного сектора позволили Казахстану в 2003 году сравняться с Россией по размеру ВВП на душу населения, тогда как еще десять лет назад этот уровень составлял лишь 40% от российского. Реальные же доходы населения уже превысили наши показатели.
Не последнюю роль в том, что ВВП страны вырос в прошлом году на 9%, сыграло и снижение налогов. Ставка НДС в Казахстане -- 16% (у нас -- 20%), социальных налогов -- 21% (российский ЕСН -- 35,6%), эффективная ставка подоходного налога -- 9% (13%). Понравился г-ну Илларионову и казахстанский вариант реформы электроэнергетики, которая была проведена «прямо противоположно» тому образцу, который прописан в российских законах о реформировании отрасли.
«Не вижу причин не сделать того, что сделано в Казахстане», -- заключил Андрей Илларионов. В этом случае, считает он, Россия вполне может войти в число стран, где произошло «экономическое чудо». Чудо по-российски -- это, по мнению г-на Илларионова, рост ВВП не менее чем на 6,5% в год в течение 15--20 лет.
ЦБ РФ предлагает повысить переменную составляющую экспортной пошлины на нефть с нынешних 40 до 60%, заявил Сергей Игнатьев на конференции «Модернизация экономики России: социальный контекст». По его словам, при повышении переменной составляющей совокупная предельная ставка налога, который включает экспортную пошлину на нефть, налог на добычу полезных ископаемых и налог на прибыль, составит 90%, из которых 82% будет направляться в федеральный бюджет.
Сейчас совокупная предельная ставка налога составляет 71%, из которых в федеральный бюджет направляется 69%. Как считает глава ЦБ, фискальная стерилизация денежной массы, предполагающая автоматическое изъятие денежных средств в случае высоких цен на нефть, более эффективна, чем стерилизация денежной массы, осуществляемая путем проведения депозитных аукционов.
Время новостей ,
3.04.2003