По итогам прошедшего в середине марта совещания о реформе газового рынка в России Михаил Касьянов поручил министрам энергетики и экономического развития Игорю Юсуфову и Герману Грефу подготовить к 1 мая более четко просчитанную концепцию реформирования.
Но если у МЭРТ есть готовая программа действий, то в Минэнерго своей концепции не готовили, что не очень к лицу г-ну Юсуфову, который, скорее всего, станет в июне одним из госпредставителей в новом совете директоров «Газпрома».
Однако вчера стало известно, что министр энергетики начал готовиться к майскому заседанию правительства заблаговременно. Миноритарный акционер российского газового концерна фонд Hermitage Capital Management сообщил, что 21 марта г-ну Юсуфову было презентовано исследование под названием «Анализ основных последствий повышения цен на газ для российской экономики».
Как объяснил газете «Время новостей» один из руководителей фонда Вадим Клейнер, инициатором выступил сам министр. «Еще в начале года мы знакомили г-на Юсуфова с предвыборной программой нашего кандидата в совет директоров «Газпрома», в которой предлагали пути повышения эффективности компании, -- говорит он. -- Выяснилось, что наши позиции во многом совпадают. А в середине февраля министр попросил Уильяма Браудера (глава фонда Hermitage. -- Ред.) провести анализ влияния роста газовых тарифов. Мы обратились к Boston Consulting Group, которая делала аналогичные исследования для венгерского правительства».
По словам г-на Клейнера, в качестве исходного условия Игорь Юсуфов обозначил повышение цен до 50 долл. за тысячу кубометров, а особенно его интересовали последствия такого роста тарифов для населения.
Результаты оказались весьма любопытными: рост цен на газ на внутреннем рынке с сегодняшнего 21 долл. за тысячу кубометров до обозначенных министром энергетики параметров приведет лишь к незначительному росту инфляции и окажет положительное влияние на российскую экономику в целом.
По расчетам, увеличение цен на газ на 138% (до 50 долл.) даст 23-процентный рост коммунальных расходов (до 385 руб. на одного россиянина в месяц). А индекс потребительских цен повысится лишь на 2,35%. Правда, работавший над исследованием консультант BCG Сергей Степанов признает, что последняя цифра не учитывает политических рисков такого роста цен на газ. А именно тот факт, что остальные естественные монополии -- РАО «ЕЭС России» и МПС -- тоже придут в правительство с требованием сопоставимого повышения тарифов на свои услуги.
Тем не менее, считает г-н Степанов, это вполне компенсируется позитивными эффектами, коих исследователи насчитали целых шесть. Во-первых, они прогнозируют рост эффективности использования газа за счет стимулирования энергосбережения. Только ЖКХ и население будут потреблять на 30% газа меньше, чем сейчас. То же произойдет и в промышленности.
По словам г-на Степанова, сейчас российские цементные заводы потребляют в два раза больше газа, чем их аналоги в Европе, хотя владельцы у них подчас одни и те же. «Им дешевле покупать больше газа, чем совершенствовать производственные технологии», -- считает эксперт.
Стимулирование газосбережения приведет ко второму положительному эффекту роста цен: у России появятся дополнительные 30 млрд кубометров газа для экспорта -- это дополнительная валютная выручка примерно в 3 млрд долл. и повышение присутствия на европейском рынке. В-третьих, на 50 млн тонн возрастет производство угля. В-четвертых, с 6,7 млрд до 16 млрд долл. увеличится выручка «Газпрома» от продаж на внутреннем рынке, что повысит чистую прибыль компании на 7 млрд долл. и позволит реализовывать масштабные инвестиционные проекты. Кроме того, бюджет получит 2,2 млрд долл. дополнительных налоговых поступлений, а российское правительство -- устранение одного из главных барьеров для вступления в ВТО.
Как заявил газете «Время новостей» директор BCG в Москве Штефан Дертниг, столь существенный рост предлагается осуществлять за два--четыре года, что еще больше снизит инфляционные и прочие риски, что в принципе согласуется с предложениями Минэкономразвития.
Официальных комментариев г-на Юсуфова, как он собирается использовать полученные сведения, вчера получить не удалось. Однако источник газеты «Время новостей» в Минэнерго сообщил, что министр с большим интересом выслушал презентацию и попросил предоставить ему схему расчетов влияния роста цен на газ на инфляцию. Кроме того, выяснилось, что оценка ценового уровня, при котором произойдет замещение газа углем в топливном балансе, сделанная в исследовании, совпадает с расчетами министерства.
По словам собеседника, г-н Юсуфов сразу заявил, что анализ ему нужен «для работы, а не для PR», хотя и не настаивал на сохранении факта его подготовки в тайне.
Время новостей ,
1.04.2003