Об этом проекте и работе компании в других российских регионах рассказал в интервью корреспонденту газеты «Время новостей» Надежде КОСТЮК первый вице-президент «Вымпелкома» по региональному развитию Алексей МИЩЕНКО.
-- Какие услуги готова предложить питерская сеть «Би Лайн GSM»?
-- Мы намерены предложить в Петербурге набор услуг, идентичный пакету услуг нашей московской сети. Питерским абонентам будут доступны SMS-сервисы, голосовая почта, сервисы по оплате услуг beepay, справочные и развлекательные услуги beeinfo и beeonline, а также услуги по передаче данных на основе GPRS и отправке мультимедийных сообщений MMS.
-- С каким покрытием территории региона «Би Лайн GSM» начнет обслуживать абонентов?
-- На начальном этапе наша сеть будет обеспечивать полное покрытие территории Санкт-Петербурга и ближайших пригородов, а также основных транспортных магистралей.
-- Компания начала активное строительство сети в Петербурге еще в прошлом году, однако дополнение к лицензии GSM на право работать в диапазоне 900 МГц получено лишь в начале марта. Как это повлияет на реализацию планов по запуску сети в этом регионе?
-- Практически никак. Это входило в наши планы. Параллельно работам по развертыванию сети GSM-1800 мы проводили так называемую расчистку частот в Петербурге и области в диапазоне 900 МГц. Это позволяет нам надеяться на получение необходимых частот для запуска двухдиапазонной сети с самого начала.
-- Сейчас «Вымпелком-Р» имеет лицензию GSM на весь Северо-Запад лишь в диапазоне 1800 МГц. Каковы перспективы получения дополнения к этой лицензии на диапазон 900 МГц?
-- Мы продолжаем работы по расчистке частот в этом диапазоне. Надеемся, что в следующем году нам удастся получить недостающие частоты.
-- Каковы планы по инвестициям в северо-западный регион, не планирует ли компания пересматривать их?
-- Первоначальные инвестиции -- 50 млн долл. Дальнейшее финансирование проекта будет зависеть от того, как местный рынок воспримет «Би Лайн GSM».
-- Приходя на рынок третьей -- вслед за «Мегафоном» и МТС, не намерена ли компания побороться за высокодоходного корпоративного клиента?
-- Корпоративных клиентов у нас пока не будет. Тем не менее мы не отступаем от своих намерений занять в течение ближайших двух-трех лет около трети сотового рынка России. Поэтому в дальнейшем, по мере развития нашей сети, мы будем активно работать и с корпоративным сегментом.
-- На какую часть массового рынка вы рассчитываете?
-- «Би Лайн» позиционируется как инновационная компания, способная предложить широкий набор дополнительных услуг. Соответствуя этому имиджу, мы рассчитываем привлечь молодежь -- наиболее мобильную часть петербургских абонентов, проявляющую интерес к сервисам на основе самых современных технологий.
Мы понимаем, что сотовая связь в Петербурге уже достаточно развита и публика весьма разборчива. Поэтому очень важно быть предельно честными по отношению к абоненту, выходя на массовый рынок. Новый оператор, безусловно, привлекает внимание, однако если услуги оператора не оправдают ожидания абонента, очень трудно будет убедить его подключиться второй раз.
-- С ростом рынка конкуренция приобретает новые формы. В чем особенность сотового рынка?
-- Мы прошли ту стадию, когда мобильная связь была интересна сама по себе, впервые предоставив массовому пользователю свободу общения по телефону. Все издержки в качестве связи и обслуживания тогда были не особенно важны для абонента. Сейчас абсолютно другой подход и у корпоративного клиента, который платит немалые деньги за сотовую связь, и у рядового пользователя. С развитием сетей у пользователя появился выбор, поэтому теперь конкуренция между операторами переносится в сферу обслуживания абонента.
Сейчас, конечно, сотовые сети еще не обеспечивают полного покрытия территории России, однако, учитывая нынешние темпы развития сетей, это вполне возможно через два года.
И тогда конкуренция уже будет происходить на интеллектуальном уровне. Клиенту необходимо обеспечить не только 100-процентное покрытие связью, но и доступ к современным услугам, а также удобную форму общения с оператором. Его присутствие абонент вообще не должен ощущать. Задача оператора -- предоставить абоненту возможность получать необходимую информацию и доступ к услугам по телефону или по Интернету, не выходя из дома или офиса. Физических контактов с абонентом должно быть все меньше. Если абонент пользуется кредитной системой оплаты, то необходимо обеспечить быструю доставку счетов, если это prepaid, то карты оплаты должны продаваться практически повсеместно.
Выходя в регионы, мы придерживаемся той же тактики. До конца этого года на всех территориях обслуживания мы намерены реализовать единый набор услуг. С самого начала построения своей региональной сети в сентябре 2001 года во всех регионах мы предлагаем единый пакет услуг, но с меньшим набором дополнительных возможностей по сравнению с Москвой. Теперь весь набор услуг будет единым на всей территории «Би Лайн GSM».
-- Как технологически это будет реализовано?
-- Создавая сеть национального масштаба, «Вымпелком» организовал всю интеллектуальную поддержку технологий в едином центре. Это касается и разработки дополнительных услуг, и дальнейшего процесса их внедрения. Платформа создается в Москве, и на ее основе все решения будут реализованы в регионах. Использование такой схемы позволяет не только унифицировать услуги и тарифы, но и снизить себестоимость при организации новых современных сервисов в регионах.
-- Каковы планы по дальнейшей региональной экспансии, по освоению Урала и Дальнего Востока?
-- Для полного лицензионного покрытия территории России «Вымпелкому» не хватает только Дальнего Востока. Мы рассматриваем несколько вариантов выхода в этот регион, в том числе и покупку местного оператора. В любом случае «Би Лайн GSM» намерен в течение этого года прийти туда.
На Урале ситуация более сложная с точки зрения вхождения нового игрока. «Вымпелком» получил лицензию GSM на весь уральский макрорегион, купив в прошлом году местную компанию «Восток--Запад Телеком». В отличие от других регионов, где основная конкуренция складывается между операторами большой тройки, на Урале есть четвертый достойный игрок. Здесь давно и весьма успешно работает дочерняя компания «Связьинвеста» -- «Уралсвязьинформ». Тем не менее мы готовы к конкурентной борьбе и уже осенью этого года планируем запустить свои сети в Екатеринбурге и ряде других городов региона.
Сейчас сложно говорить о возможных сценариях развития рынка в этом регионе, но нельзя не учитывать, что мировые тенденции по консолидации в трех основных сегментах телекоммуникационного рынка -- операторов, контент-провайдеров и поставщиков оборудования -- приходят и в Россию. В конечном итоге на российском рынке, вероятно, останется не более трех крупных операторов.
-- В каких-то регионах «Вымпелком-Р» уже вышел на окупаемость?
-- Опыт показывает, что бизнес в регионах становится прибыльным через год-полтора, и часть наших филиалов уже приносит нам прибыль. Однако их финансовая отчетность консолидируется, и, с учетом интенсивного освоения новых регионов, наши общие затраты в региональные проекты пока превышают доходы.
Сегодня «Вымпелком» объявляет финансовые итоги деятельности компании в прошлом году. Аналитик Альфа-банка Андрей Богданов полагает, что чистая прибыль «Вымпелкома» в четвертом квартале 2002 года составит 44 млн долл. против 18,8 млн долл. в четвертом квартале 2001 года, выручка - соответственно, 255 млн долл. против 134,1 млн долл., прибыль до налогов без учета амортизации переоценки основных фондов (EBITDA) -- 105 млн долл. против 43,8 млн долл. Таким образом, эксперт прогнозирует увеличение выручки оператора в 2002 году по отношению к 2001 году на 88%, до 794,5 млн долл., EBITDA -- в 2,3 раза, до 342,6 млн долл., чистой прибыли -- в 2,8 раза, до 134,5 млн долл.
Г-н Богданов считает, что убыток компании «Вымпелком-Р», отчетность которой консолидируется с показателями «Вымпелкома», в четвертом квартале прошлого года увеличился по отношению к предыдущему кварталу, так как в конце года оператор ввел в эксплуатацию много новых сетей.
Время новостей ,
27.03.2003