|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
"Не считаю это налоговой реформой"
14.03.2003 00:01
Первый замминистра финансов Сергей Шаталов не смог рассказать вчера о налоговой реформе. Впервые за время своего премьерства Михаил Касьянов не пустил докладчика на трибуну.
Министр финансов Алексей Кудрин все-таки удивил всех, предложив снизить со следующего года НДС на 2%. Впрочем, для бюджета цена такого решения мало чем отличается от тех предложений, которые не пожелал выслушивать премьер. Зато расходы бюджета Кудрин предложил снизить радикально - на 200 млрд руб. Не пояснив при этом, за счет чего. "С материалами знаком, но не считаю это налоговой реформой", - оглушил премьер "архитектора налоговой реформы" Сергея Шаталова. Завязалась короткая дискуссия, в ходе которой Кудрину удалось, по словам присутствовавшего чиновника, сказать, что ведомство готово сократить на 2% (т. е. до 18% ) НДС уже в 2004 г. До сих пор Минфин заявлял, что снижение ставки на 3 - 5% возможно лишь с 2006 г. Ни на йоту не отступил Кудрин и на состоявшейся накануне коллегии министерства. По отчету МНС за 2002 г. собрано 773 млрд руб. НДС. Таким образом, сокращение ставки до 18% означало бы, что бюджет недосчитается никак не меньше 80 млрд руб. На самом деле в материалах, с которыми Касьянов ознакомился до заседания, речь тоже шла о том, чтобы предприятия могли платить меньше НДС с 2004 г. - благодаря упрощенному порядку возмещения налога, который Минфин согласовал с Минэкономразвития. "По величине выпадающих доходов бюджета это [упрощение схемы возврата] равноценно прямому снижению ставки НДС на 2 - 2,5% , - говорит руководитель департамента Минэкономразвития Михаил Орлов. - Кудрин поставил на правительстве вопрос: что предпочтительнее". Теоретически наибольшую выгоду от снижения ставки НДС должны получить перерабатывающие производства, говорит руководитель Центра развития Андрей Клепач, ведь у них больше добавленная стоимость. А вот выгода экспортеров от снижения ставки не будет слишком большой, полагает Клепач (им и так возвращают НДС). По расчетам Минэкономразвития тоже выходит, что при снижении ставки НДС наибольшую выгоду получают несырьевые отрасли. Снижение ставки НДС вообще не относится к первоочередным задачам налоговой реформы, полагает партнер Pricewaterhouse-Coopers Михаил Клубничкин. "Это стрельба по площадям вместо прицельного снижения ЕСН, либерализации возмещения НДС или разрешения зачета НДС до ввода в эксплуатацию капитальных объектов, - говорит Клубничкин. - Любая из этих мер при тех же потерях для бюджета может дать для роста инвестиций лучшие результаты". Объявив о возможности снижения ставки НДС, Кудрин не уточнил, может ли эта мера совпасть с введением упрощенной процедурой возмещения налога. А его пресс-секретарь Геннадий Ежов говорит, что это возможно, только если правительство пойдет на соответствующее сокращение непроцентных расходов. В любом случае, по словам Кудрина, налоговые послабления должны быть увязаны с жесткой финансовой политикой. "Мы говорим о снижении [в 2004 г. ] непроцентных расходов федерального бюджета на 1,3% ВВП", - заявил он. Сегодня непроцентные расходы составляют 12% ВВП, и последние два года их не удавалось уменьшить даже на 0,1% ВВП. Кудрин отдает себе отчет в том, что решение уменьшить расходы почти на 200 млрд руб. в год президентских выборов - "политическое" и должно быть "сознательно принято всеми министрами кабинета". На чем правительство будет столько экономить, вице-премьер не пояснил, сказав лишь, что отправил свои предложения в Кремль. В администрации президента подтвердили, что Минфин представил в табличной форме материалы к состоявшемуся на днях совещанию у Владимира Путина. Реакция участников на радикальное снижение непроцентных расходов была неоднозначной. "[Кудрин] чуть-чуть забегает вперед. Я не к тому, что он не прав, а что решение по непроцентным расходам еще не принято", - сказал чиновник администрации. Кремлевский чиновник не предсказывает заранее, насколько можно срезать непроцентные расходы, но говорит, что резерв лежит в статьях бюджета на госуправление, инвестиции, федеральные целевые программы. А руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич говорит, что "жирок" есть и в расходных обязательствах на промышленность, энергетику, транспорт, связь. ЗАПАСЫ НЕ ТРОНУТ Отказавшись от доклада Шаталова, Касьянов не услышал и аргументов Минфина в пользу введения дополнительной экспортной пошлины на нефть и нового налога на запасы. Начальник налогового департамента Минэкономразвития Михаил Орлов называет идею обложить новым налогом запасы нефтяников "эфемерной". А президентский советник Андрей Илларионов заметил членам правительства, что вообще "идея перераспределения налогового бремени порочна. Надо выравнять условия хозяйствования в разных секторах экономики, а не пытаться искусственно создать благоприятные и неблагоприятные для деловой активности секторы".
Ведомости ,
14.03.2003
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |