После того как «Роснефть» не смогла поучаствовать в аукционе по продаже «Славнефти», она со своим основным партнером -- «Газпромом» -- еще сильнее сплотилась в борьбе за недра Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Как утверждают в крупнейших российских нефтяных компаниях, «Роснефть» и «Газпром» теперь пытаются «государственными руками убрать всех конкурентов» на Талаканское и Чаяндинское газовые месторождения в Якутии и активно выдвигают на высшем политическом уровне различные предложения.
Вчера вице-президент «Роснефти» Алексей Кузнецов, выступая в Совете Федерации на заседании «круглого стола» «Перспективы развития трубопроводного транспорта в России», заявил о необходимости построить нефтепровод из Ангарска Иркутской области в Находку. Одновременно в материалах «Роснефти» были приведены аргументы против проекта строительства альтернативной трубы в Китай, который лоббирует ЮКОС.
Кроме того, как известно, несколько дней назад главы «Роснефти» и «Газпрома» Сергей Богданчиков и Алексей Миллер написали письмо Владимиру Путину, в котором предложили все месторождения Восточной Сибири -- как нефтяные, так и газовые -- разрабатывать в рамках единого проекта. Если эта идея в конечном итоге будет реализована (а глава государства счел ее «заслуживающей внимания»), то остальным претендентам на Талаканское и Чаяндинское месторождение не будет смысла даже надеяться на газ Восточной Сибири.
Больше всех от инициатив «Роснефти» и «Газпрома» может пострадать ЮКОС. Во-первых, он является одним из основных претендентов на «Талакан» и «Чаянду» и дожидается объявления аукциона. Как известно, он был назначен на 26 декабря, но 4 декабря отменен официально из-за низкой стартовой цены (56 млн долл.) и перенесен на первый квартал этого года. Теперь предполагается, что стартовая цена составит 150 млн долл. (см. «Время новостей» от 20 декабря 2002 года). Во-вторых, в случае строительства нефтепровода в Находку пропадает проект строительства трубы в Китай.
Источник, близкий к руководству ЮКОСа, заявил газете «Время новостей», что понимает цель «Роснефти» и «Газпрома» так: получить все месторождения Восточной Сибири и затем впускать в них иностранцев, получая за это неплохое вознаграждение. Но инициативы этих компаний, по его словам, говорят о двух вещах: «Они признаются, что, во-первых, именно «Роснефть» и «Газпром» «угробили» аукцион по Талаканскому месторождению, а во-вторых, что они не в состоянии победить ни в одном российском аукционе», -- утверждает источник.
Если вдаваться в детали, то ситуация выглядит следующим образом. Г-н Кузнецов из «Роснефти» считает, что строить трубу в порт намного эффективнее с точки зрения диверсификации экспортного бизнеса. При этом в его материалах ко вчерашнему «круглому столу» говорится: «По проекту Ангарск--Дацин российская нефть будет продаваться на границе Китая по контрактным, а не рыночным ценам, а транзит проектом не предусматривается».
В ЮКОСе же неоднократно на подобные высказывания заявляли, что формула цены российской нефти привязана к мировой цене нефти. Кроме того, труба в Находку требует больших затрат, нежели в Китай, следовательно, для ее окупаемости необходимы большие объемы нефти. А их, по расчетам ЮКОСа, сразу извлечь будет невозможно.
Правда, в «Роснефти» заявляют, что точку в споре должно поставить государство, которое разрабатывает Энергетическую стратегию страны, -- ее частью должна быть «экспортная стратегия, причем просчитанная и подтвержденная соответствующими документами».
Стратегию, как известно, готовит Минэнерго, а замминистра Владимир Станев вчера еще раз представил предложение министерства построить объединенную трубу в Находку, причем сначала проложить «китайский» рукав, а затем -- нефтепровод до приморского порта. «Мы никогда не начнем добывать нефть в Восточной Сибири, пока не построили нефтепровод. Запасы лежат и останутся неиспользованными», -- резюмировал г-н Станев.
В этой связи интересна позиция «Газпрома». Представитель концерна заявил газете «Время новостей», что на самом деле «у ЮКОСа никто ничего не собирается отбирать». Просто ситуация складывается таким образом, что строить газовую трубу из Восточной Сибири экономически возможно только в едином коридоре с нефтяной. Но если ЮКОС построит нефтепровод в Китай и будет туда продавать нефть, то нитка в Находку станет экономически невыгодной, так как нефти на нее не хватит и строительство окупить будет невозможно. Следовательно, говорит представитель «Газпрома», остальные компании, которые претендуют на месторождения Восточной Сибири, не смогут их разрабатывать из-за отсутствия сбыта. Именно поэтому «Роснефть» и «Газпром» выступают за то, чтобы был единый проект разработки, который стал бы частью Энергетической стратегии.
Высокопоставленный источник в одной из крупных нефтяных компаний в разговоре с газетой «Время новостей», впрочем, связывает такую позицию газового монополиста с тем, что «после приватизации «Славнефти» не так много осталось месторождений, за которые можно бороться, а если решение по всей Восточной Сибири отдать госчиновникам, то вполне уверенно можно предсказать, что эти госчиновники будут действовать в интересах государственных компаний -- «Роснефти» и «Газпрома».
Более того, говорит он, опыт показал, что «Роснефть» и «Газпром» даже на аукционе могут назвать любую сумму, которую они могут выложить за месторождения, так как это будет выглядеть как перекладывание государственных денег из одного кармана в другой. А аргумент о едином проекте освоения Восточной Сибири нефтяник прокомментировал так: «Сначала объединить, а потом планировать? Может, лучше тогда объединить все нефтяные и газовые компании России -- тогда затраты на разработку месторождений и строительство инфраструктуры точно будут наименьшими. Но это уже не рынок».
Правительство обещает поставить точку в этом споре в марте--апреле, когда будет рассматривать различные проекты по строительству трубопроводов.
Время новостей ,
28.02.2003