|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Новая программа со старыми идеями
19.02.2003 00:01
Герман Греф все-таки обещает нам 8% экономического роста в год. Это следует из новой среднесрочной программы социально-экономического развития страны, представленной им вчера в правительство.
Ставку предлагается сделать на развитие несырьевого сектора. Помимо снижения налоговой нагрузки на него ведомство Грефа предлагает систему мер точечной поддержки отдельных отраслей и даже предприятий. Без этого, полагают в Минэкономразвития, страну ждет стагнация или даже упадок уже к 2006 году. Ясная и амбициозная Необходимость разработки новой программы правительство объясняет тем, что 'старая', принятая в 2001 году, во многом уже выполнена. Тогда внимание правительства было в основном сосредоточено на законодательных задачах: необходимо было создать правовую базу для проведения банковской и пенсионной реформы, реформы естественных монополий и т.д. На сегодняшний день большинство законов, регулирующих процесс реформирования экономики, уже приняты. Так что, как подчеркнул ГАЗЕТЕ вице-президент ИК 'Ренессанс Капитал' Алексей Моисеев, необходимость в 'программе целей' отпала. Вместо нее правительство разработало 'программу мер', которая не только определяет задачи, стоящие перед экономикой России, но и указывает на пути достижения заветных целей. По мнению экспертов, есть и другая причина появления на свет новой программы. По словам главного экономиста ИБГ 'НИКойл' Владимира Тихомирова, прежняя программа была 'недостаточно амбициозной', за что правительство уже неоднократно подвергалось критике. 'Все помнят, что весной прошлого года президент России весьма нелестно отзывался о планах правительства обеспечить стране 5-6-процентный экономический рост к 2005 году. По его мнению, этого недостаточно для того, чтобы сократить разрыв между Россией и наиболее промышленно развитыми странами мира. По-видимому, правительство учло эти замечания, и, как мы видим, в новой программе прописан комплекс мер, реализация которых позволит стране достичь 7-8-процентного экономического роста в год', - отметил ГАЗЕТЕ Владимир Тихомиров. Впрочем, в пределах того срока, на который официально рассчитана новая программа, то есть в ближайшие три года, бурных темпов роста ее разработчики нам не обещают. Так, в 2003 году, согласно ей, темпы роста ВВП должны составить 3,5-4,4%, в 2004 году - 4,2-5,5%, в 2005 году - 4,5-5,7%. То есть от показателей прежней среднесрочной программы новые данные отличаются на несколько десятых процента, что, в сущности, находится в пределах погрешности счета. Заветные же 8% экономического роста, согласно прогнозу Грефа, возможны лишь в десятилетней перспективе. Однако и эти скромные показатели достижимы лишь при выполнении всех мер, заложенных в программе. В противном случае, как пояснял Греф, нас ждет стагнация или даже спад экономики. Больной вопрос В числе главных проблем российской экономики правительство называет ее зависимость от сырьевого фактора. Собственно говоря, ничего принципиально нового в этом наблюдении нет: на протяжении всего 2002 года эксперты международных организаций - таких как МВФ, Всемирный банк и ЕБРР - подчеркивали, что наша экономика процветает исключительно за счет рекордно высоких цен на нефть. Их резкое падение и тем более их 'консервирование' на уровнях ниже 18-20 долларов за баррель может обернуться для России и 'перекройкой' бюджета, и увеличением объемов внешнего долга, и другими неприятностями, например оттоком инвестиций и перепадами цен на финансовых рынках. То есть наша экономика не застрахована от повторения событий 1998 года, правда, в более смягченном варианте. Судя по новой программе, правительство признало, что 'факт налицо'. 'На первый план в 2003-2005 годах выходит необходимость ускорения диверсификации структуры экономики, повышения доли производства с высокой добавленной стоимостью, стимулирования расширения технологичного экспорта', - подчеркивается в новой программе. В подтверждение того, насколько актуальна эта цель, авторы программы привели удручающие цифры: по их оценкам, на долю ТЭК приходится сейчас около 30% объема промышленного производства России, 32% доходов консолидированного и 54% федерального бюджета, 54% экспорта, около 45% валютных поступлений. Такой перекос - при отсутствии адекватного растущей экономике межсекторального перетока капитала - консервирует отсталость перерабатывающих секторов экономики, сферы услуг, значительно усложняет задачу модернизации экономики, - говорится в программе социально-экономического развития России на 2003-2005 годы. Все то, о чем так долго мечтали Главный механизм, который ведомство Грефа планирует использовать для развития несырьевого сектора российской экономики, - снижение налогов. Здесь планы ведомства на ближайшие три года уже хорошо известны: это и отмена налога с продаж с 2004 года, и реформа имущественных налогов, и упрощение процедуры возврата НДС, и снижение эффективной ставки ЕСН за счет уменьшения порога доступа к регрессивной шкале, и введение механизмов стимулирования инвестиций в части налога на прибыль. При этом, как пояснил замминистра экономического развития Аркадий Дворкович, 'общее снижение налоговой нагрузки для всех отраслей будет компенсироваться увеличением специфических налогов на сырьевой сектор'. Но главное, ведомство Грефа признало, что поддержка для несырьевого сектора должна быть адресной. 'Если какая-нибудь крупная компания собирается построить в России завод по производству бытовой техники, то ей надо, чтобы на определенный срок были снижены импортные пошлины на определенный набор комплектующих', - пояснил на примере суть нового подхода Аркадий Дворкович. Правда, термин 'индивидуальный подход' замминистра не очень нравится. Скорее, по его словам, речь следует вести о поддержке определенных отраслей, ведь пошлины будут снижены для всех производителей данной бытовой техники, а не только отдельного предприятия. Но поскольку трудно себе представить ситуацию, когда несколько крупных компаний одновременно намереваются построить в России заводы по производству холодильников, то индивидуальный подход к проблеме явно прослеживается. Фактически Герман Греф подписался под той самой промышленной политикой, необходимость которой он еще недавно столь категорически отвергал. По меткому выражению одного из российских экспертов, экономическое образование Виктора Черномырдина дорого обошлось России. Нынешнее правительство обучается быстрее: до обещанного Грефом экономического спада остается еще три года.
Газета ,
19.02.2003
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |