Решение судьбы малозаметной в бюрократической иерархии Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) рискует поссорить ведущих членов кабинета министров. Пару дней назад премьер Михаил Касьянов подписал постановление, которое вполовину сократило полномочия этого органа.
Однако вице-премьеру Алексею Кудрину, министру экономического развития Герману Грефу и министру по налогам и сборам Геннадию Букаеву -- решение премьера все равно показалось неправильным. Сначала, гг. Кудрин, Греф и Букаев настаивали на обсуждении этой темы на одном из заседаний правительства. Но после того как премьер сам подписал постановление, они решили вступить со своим шефом в переписку.
Согласно постановлению, ФСФО будет представлять интересы государства в делах о банкротстве, но теряет ранее принадлежавшие ей регулирующие функции. Министерство юстиции с 3 марта становится регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО).
Авторы письма не то чтобы хотят полностью уничтожить ФСФО. Просто, по их мнению, следовало бы принять прямо противоположное решение. ФСФО, на их взгляд, вполне справится с контролем за СРО. В то время как Минюсту, чтобы выполнить постановление, придется тратить бюджетные деньги, набирая новых сотрудников.
А вот доверить ФСФО представление государственных интересов авторы письма никак не хотят. Назначение ФСФО, сказано в письме, создает обособленную систему, способную принимать субъективные решения. Что обернется существенными потерями для бюджета, криминализацией системы и плохо повлияет на инвестиционный климат. Этих страшных последствий можно избежать, если передоверить право выступать от лица государства Министерству по налогам и сборам.
В письме говорится о том, что подавляющий объем задолженности перед государством составляют обязательные платежи, находящиеся в ведении МНС. И именно МНС мог бы участвовать и в делах о банкротстве. Причем для этого ему даже не понадобятся дополнительные сотрудники, в отличие от ФСФО. Чтобы полноценно представлять государство, сказано в письме, штаты придется увеличить минимум в 15 раз. К тому же передача из МНС в ФСФО деклараций, балансов и других документов может трактоваться как разглашение налоговой тайны и даже повлечь за собой уголовную ответственность. Складывается впечатление, что раньше МНС никогда не приходилось делиться документами со следственными или судебными органами.
Это не первое покушение на ФСФО с начала этого года. Месяц назад фракция «Яблоко» выступила с инициативой ликвидации ФСФО и внесла в Думу соответствующие поправки к закону о банкротстве. Уже тогда возникло ощущение, что за плечами депутатов стоят некие чиновничьи силы. Но когда попытка опосредованно повлиять на премьера провалилась, министерства перешли в открытое наступление.
Время новостей ,
19.02.2003