Объединенные силы российских рыболовов и переработчиков должны были выступить единым фронтом против решения Минэкономразвития по продаже квот на вылов по методу свободного аукциона.
Идея продажи квот на аукционах родилась не от хорошей жизни. Попытки контролировать их распределение через регионы и то же Госкомрыболовство успеха не имели: коррупция в этой сфере достигла беспрецедентных масштабов. Деньги от рыбной ловли уходили куда угодно - от карманов московских чиновников до японских рыбозаводов, но только не в российский бюджет. Тогда, чтобы получить хоть какие-то средства, правительство и приняло решение продавать большую часть квот в Москве на аукционах. Наздратенко встретил это решение в штыки еще в должности приморского губернатора и, став членом правительства, своей позиции не изменил. Наздратенко собирался перевести этот вопрос в политическую плоскость.
По мнению экспертов, главная цель - официальная реанимация Наздратенко как политика и возможное создание под него общественно-политического движения, например, "Рыбаки России". В принципе это будет логическим завершением фронды, которую регулярно демонстрирует экс-губернатор премьеру Касьянову уже на новом посту.
Характерный пример - история с квотами для 14 мощнейших супертраулеров глубокой переработки рыбы, которые в свое время еще СССР заказал на испанских верфях. Это уникальные для России плавучие заводы, позволявшие прямо в море производить почти весь ассортимент рыбной продукции. Достроили их уже в РФ, недоплаченная сумма была зачислена в счет госдолга уже России, а вот с самим судами стали происходить странные вещи. Часть их вообще ушла неизвестно куда, all траулеров при активном содействии тогда еще губернатора Наздратенко оказались в распоряжении АО "Дальморепродукт", возглавляемого доверенным лицом приморского главы, скандально известным Юрием Диденко.
Прославился Диденко тем, что именно на его предприятии рабочие не получали зарплаты 5 лет (абсолютный всероссийский рекорд), а приморские милиционеры избивали пикетчиков из числа сотрудников ДМП, не стесняясь телекамер. По идее, эти мощные суда должны были работать на российский рынок и снять проблему нехватки рыбной продукции в рыболовной державе, а в реальности трудились на японский рынок, отгружая там свою продукцию без переработки. Естественно, валютная выручка оставалась за границей, и даже арендные платежи за пользование супертраулерами Диденко не платил. В конце концов суда после ожесточенной схватки удалось у Диденко отнять. И тогда Наздратенко уже в новом качестве поступил подобно собаке на сене: он добился того, чтобы самую производительную флотилию в этом году оставили без квот, несмотря на все решения комиссий правительства РФ. Но даже такой открытый саботаж прямых указаний начальства до поры до времени сошел главе Госкомрыболовства с рук.
Стрингер ,
18.02.2003