Центризм шагает по стране. Практически все вновь зарегистрированные партии и, конечно, те 29, которые могут участвовать в выборах, устремились в эту уже и без того тесную нишу. И только две из них - оппозиционные. Все остальные будут соперничать в истинном центризме.
Эти результаты партстроительства после состоявшейся вчера коллегии в Минюсте корреспонденту ГАЗЕТЫ Анне Закатновой прокомментировал замминистра юстиции Евгений Сидоренко.
- Евгений Николаевич, выступая на коллегии, замглавы управления внутренней политики президентской администрации Леонид Ивлев посетовал, что большинство зарегистрированных партий - центристы, которые будут просто отбирать голоса друг у друга, и только две принадлежат к оппозиции. Станет ли для вашего ведомства эта реплика руководством к действию?
- Нет, я не вижу здесь никаких указаний. На коллегии речь шла не только о формальном процессе регистрации политических партий и контрольных или регистрационных функциях министерства.
Минюст не только регистрирует партии, но и создает политическое поле, а это процесс неразрывный. Естественно, что прозвучал на коллегии и политический аспект проблемы. Я так понял, что Ивлев просто дал палитру зарегистрированных отделений. Вот вы меня спросили про количественную палитру, а он также охарактеризовал качественную палитру. Будущее этой палитры определят выборы, а вопросы о том, центристская, правая или левая партия, вне поля зрения министерства, главное, чтобы она была зарегистрирована по закону.
- Сколько же политических партий могут дойти до выборов?
- С самого начала существовало чуть ли не 100 оргкомитетов, но сейчас осталось около 40, думаю, может быть, 10 из них еще станут партиями. Еще неясно, сколько партий преодолеет второй этап регистрации региональных отделений в Министерстве юстиции. Те партии, которые создаются сейчас, не просто новые, но и мелкие, малоизвестные или никому не известные. Им будет очень сложно пройти процедуру формирования региональных отделений. Думаю, что 50-60 партий можно ожидать, но это, повторяю, очень приблизительная цифра.
Выборы являются тем объективным фильтром, который позволит упорядочить структуру партий, сделать ее действительно жизнеспособной. Сейчас законодательство ввело два новых критерия, которые заставляют партию работать. Во-первых, партия обязана участвовать в выборах, или она будет ликвидирована. А во-вторых, введение государственного финансирования по итогам голосования заставляет их добиваться результата. Поэтому при участии в выборах в Госдуму партии уже трезво определят свое лицо, свою силу и свое будущее. Я не вижу смысла в существовании партий, которые могут участвовать, но не могут выигрывать.
- Вы включили в число этих 50-60 раздвоившуюся на две партии, с Борисом Березовским и без него, «Либеральную Россию»?
- Нет, их не две, есть только одна партия, и мы давали по этому поводу соответствующее разъяснение. После регистрации, пока не подтверждено создание региональных отделений, партия вправе проводить работу, связанную только с созданием региональных отделений. По смыслу закона, в этот период никаких реорганизационных мероприятий партия проводить не вправе. Поэтому собрание в Петербурге мы рассматриваем как нелегитимное.
- В адрес Минюста был направлен запрос из ЦИК, касающийся проблемы создания блока КПРФ - НПСР. Эксперты опасаются, что коммунистов могут вообще выкинуть из предвыборной гонки, поскольку обе организации являются юрлицами, а КПРФ входит в НПСР.
- В избирательном блоке, безусловно, должны быть зарегистрированы всероссийские организации как юридические лица. Но случай с КПРФ и НПСР несколько другой, это юридический казус. Для меня сейчас открытый вопрос, входит ли КПРФ в Народно-патриотический союз России. Юридический казус заключается в том, что одним из учредителей НПСР выступала прежняя общественно-политическая организация Коммунистическая партия Российской Федерации, которая потом была преобразована в политическую партию.
Мы направили официальный запрос в НПСР, входит ли эта новая партия в состав организации. Если она не входит, то вопрос снимается, ведь «старая» организация прекратила свое существование, хотя и название то же, и руководитель, но юридически не та же самая организация. Не буду предрешать события, но министерству, видимо, подтвердят нашу точку зрения.
Газета ,
31.01.2003