Губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев подписал закон «О бюджете Санкт-Петербурга на 2003 год». Казалось бы, есть чему радоваться — в следующий год город войдет с главным финансовым документом, а значит — с заранее запланированным повышением зарплаты бюджетникам, с четко расписанными тратами на празднование юбилея, с разложенными по полочками расходами на коммуналку, содержание школ и больниц, капремонт зданий и т.д.
Но не тут-то было...
Обсуждение и принятие бюджета всегда вызывает большой переполох в околополитических кругах — деньги все-таки делят. Однако в этом году постановщики этого замечательного «спектакля» превзошли самих себя. Главные баталии развернулись вокруг так называемой «коллективной поправки», которая, как известно, позволяет депутатам Законодательного собрания тратить около 2 процентов от доходной части бюджета по своему собственному депутатскому усмотрению. Эти расходы были включены в проект бюджета и приняты в первом чтении.
Председатель контрольно-счетной палаты Дмитрий Буренин сразу заявил, что это нарушение Конституции РФ, Бюджетного Кодекса и массы законов, после чего обратился в прокуратуру. Но уже через несколько дней губернатор города Владимир Яковлев возмутился самим фактом наличия поправки. Как будто не Владимир Анатольевич представлял проект бюджета в Законодательное собрание!..
Праведный гнев губернатора обрушился на головы депутатов — и был услышан. Уже при обсуждении проекта бюджета во втором чтении пресловутой поправки не было. Точнее, она была, но называлась по-другому — две поправки бюджетно-финансового комитета.
Причем председатель этого комитета Сергей Никешин даже отказывался называть эти слова в официальных интервью: «Что такое «депутатская поправка? — искренне изумлялся Сергей Николаевич, как будто не он ее придумал несколько лет назад. — Я не знаю и не вижу в бюджете никакой такой поправки...»
Сработало!
Проект бюджета города на 2003 год быстро и ненавязчиво приняли в Законодательном собрании в трех чтениях и отправили на подпись губернатору. И теперь уже от него и финансовых специалистов администрации зависело, увидеть или нет поправку. За отведенные на это две недели не разглядели... Также, как не разглядели других нарушений федерального законодательства, о которых говорил председатель контрольно- счетной палаты Дмитрий Буренин, а потом члены фракций Яблоко, СПС и Единой России.
Дмитрий Буренин ушел в кандидаты в депутаты, партии тоже занялись выборами, а в бюджете-2003, судя по всему, так и останется введение платы за капитальный ремонт жилищного фонда в структуру платежей граждан, хотя это противоречит Гражданскому Кодексу и Бюджетному Кодексу РФ, а также распоряжениям губернатора и мэра Санкт-Петербурга.
Видимо, «сидит» в бюджете и погашение убытков государственных унитарных предприятий (ГУПов), что также не стыкуется в Гражданским и Бюджетным Кодексами, и так далее... Контрольно-счетная палата даже отмечала, что депутатам просто не представлены расчеты по некоторым статьям доходов и расходов бюджета.
Конечно, вполне может быть, что в итоговом варианте проекта бюджета всех этих нарушений уже нет — в пылу борьбы «за» и «против» пресловутой поправки сами депутаты путались в комментариях к происходящему с остальными статьями законопроекта. Очень хочется надеяться, что подписанный губернатором закон будет «без сучка, без задоринки» — и ни одна прокуратура придраться не сможет...
И еще один любопытный момент. Результатом «шоу», устроенного вокруг «депутатской поправки», стал не только увод общественного мнения от других нарушений в законопроекте, но и некоторое сближение Владимира Яковлева и председателя контрольно-счетной палаты города Дмитрия Буренина. Дмитрий Алексеевич несколько раз встречался с губернатором, объясняя ему (говорят, по просьбе самого Владимира Анатольевича) тонкости истории с поправкой да и с другими бюджетными нарушениями. Как видно, зря объяснял. Или недоговорил немного...
В итоге слово «поправка» из закона «О бюджете...» исчезло, а суть осталась. И налаживающиеся отношения между контролером и контролируемым, похоже, тоже остались.
Браво тем, кто все это придумал или тонко воспользовался складывающимися обстоятельствами! Требуя отменить «депутатскую поправку», губернатор прослыл не только борцом с коррупцией, но и недюжинным дипломатом. Все получилось красиво. Если, конечно, прокуратура не найдет «сучки» и «задоринки» в законе «О бюджете Санкт-Петербурга на 2003 год».
Росбалт ,
22.11.2002