|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Ответ Бивису и Баттхеду
21.11.2002 00:01
Вернулась ли цензура в Россию? С одной стороны, парламент только-только принял драконовский закон с новыми ограничениями на освещение антитеррористических операций, "Идущие вместе" пытаются отправить Владимира Сорокина за решетку по обвинению в порнографии, а Лужков запрещает концерт группы "Ленинград", потому что они rugautsya matom.
Впрочем, если кампания по очистке русской культуры и начата, она явно не срабатывает. Главное пугало для буржуазных моралистов не только не попало в заточение, а, напротив, претендует на роль общенациональной звезды. Вырвавшись из интернетовского гетто, оно, или, вернее, она получила свое место в сетке вещания одной из самых популярных телепрограмм в России. Эту звезду-пугало зовут Масяня. Эта питерская мультипликационная фигура с ее бросающими в дрожь выражениями и привычкой к косячку уже завоевала сердца целого поколения русских интернетчиков, - возможно, именно благодаря своему инфернальному смеху и нездоровому образу жизни. Сегодня ее уже называют российским ответом Бивису и Баттхеду. Краткие эпизоды из ее жизни регулярно появляются на специальном веб-сайте, и за последние два года она приобрела мощную армию поклонников. На некоторых фирмах работа в понедельник утром может просто застопориться, поскольку именно в это время появляется новая серия Масяниных приключений. С первого взгляда и не разберешь, в чем заключается прелесть Масяни. Фигурка плохо нарисована, анимация примитивная. У Масяни яйцеобразное лицо, огромные жучьи глаза, а также напоминающие спички руки и волосы. Сцены смешные, но не гениальные. Вы не найдете здесь классных гэгов или "культовых" фраз. Впрочем, вскоре становится ясно, что все очарование - в личности Масяни. А также в ее жизненной философии, которая может быть подытожена одним словом - пофигизм. Суть этой философии выражена в одной лишь фразе Масяниного бойфренда Хрюнделя, произнесенной им в состоянии глубокой интоксикации: "Пошел ты в жопу, директор, не до тебя сейчас". Во время сериала мы видим Масяню пьющей или курящей марихуану с друзьями, болтающейся на рок-концертах или в барах с друзьями, плавающей на кораблике по питерским каналам, занимающейся сексом со своим дружком - но никогда не видим ее работающей. Уберите случайный редкий заработок - типа одевания под кролика в рекламе "таблеток для Блюхера", - и вам становится ясно: Масяня безработная и вряд ли способна работать. На Западе такое поведение считается постыдным. Как и в Советском Союзе, безработные там несут клеймо социальных паразитов. Но в России подход к этим людям другой. Масяня чувствует себя неловко, когда друг Хрюндель видит ее в костюме кролика. И оказывается, зря она стесняется. "Я давно здесь работаю, тебе на смену пришел",- объясняет он ей свое появление. Может быть, это и есть причина, почему так много молодых людей любят Масяню. "Мы все, как и Масяня, занимаемся полным идиотизмом",- сказал мне один ее фан. При этом его вовсе не беспокоит такая ситуация. "Деньги все равно будут",- объясняет он во вполне Масянином стиле. Именно это сделало Масяню таким могучим символом, а ее создателя Олега Куваева - народным героем. Он создал Масяню, чтобы развеять скуку работы в петербургской студии веб-дизайна, где среди его клиентов была подбирающая по почте русских невест для стареющих западных селадонов фирма "Русская красотка". "Я не придумывал Масяню как бизнес-проект, - сказал он мне. - Это был отдых, хулиганство". При этом Куваев использовал обычный компьютер с дешевым анимационным обеспечением типа Macromedia-Flash. Типажей он срисовывал с себя и своих друзей, а ситуации и диалоги в изобилии поставляла сама жизнь. "Это было баловство для друзей",- объясняет он. Вот от таких скромных истоков и поднялась Масяня до массовой известности, со своим законным местом в программе Леонида Парфенова "Намедни". "Куваев - это герой нашего времени, - говорит один из фанов.- Он показал, что можно одновременно и заниматься любимым делом, и зарабатывать на этом большие деньги. Мы все мечтаем о такой жизни". Некоторые люди, однако, опасаются, что Куваев может стать жертвой своего собственного успеха. Сможет ли популярность Масяни пережить ее переход на телевидение? Теперь Куваеву, по мнению скептиков, придется подвергнуть самого себя цензуре, смягчая самые возмутительные для обывателя сцены и ограничивая Масянину непредсказуемость, а в ней-то и заключается Масянин шарм. Господин Куваев сказал мне еще в феврале, что рано или поздно Масяне придется выйти из своего интернетовского гетто. "Любой художественный проект этого типа либо умирает, либо развивается,- сказал он. - Нам нужно было вырваться из Интернета. Мы не можем стоять на месте". Но сможет ли "Намедни" выдать в эфир одну из самых популярных Масяниных серий - "День рождения"? В этой серии Масяня звонит другу, чтобы распланировать вечеринку на свой день рождения, и заказывает целый ряд нехороших "подарков": кокаин, экстази, а также "волшебные грибы". Друг спрашивает, не хочет ли она еще и пива в придачу. "О нет, - отвечает она.- Пива не надо. Все напьются, будет свинарник, нет уж, я девушка приличная". Намеки на наркотики вряд ли пробьются на НТВ - особенно в свете проведенного Думой закона, запрещающего любой показ злоупотребления наркотиками. Еще до того, как Масяня появилась на телевидении, ее мультик критиковали в газетах и на ТВ за "пропаганду наркотиков". Но даже если намеки на наркотики и уберут, есть другая, более общая опасность: апеллируя к массовой аудитории, Масяня может потерять свою естественную - и самую верную - аудиторию. "Как только Масянины шутки начнут говорить в ГЦКЗ "Россия", перед толпами домохозяек и сантехников, ей придет конец,- говорит поклонник.- Все массовое становится неинтересным". Куваева такие опасения не останавливают. Недостатка в идеях у него нет. "У меня всегда руки чешутся, чтобы подарить народу chto-to special",- говорит он.
Московские новости ,
21.11.2002
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |