В «Единой России» вчера произошли кадровые изменения. Председателем высшего совета партии был избран министр внутренних дел Борис Грызлов. До вчерашнего дня такой должности в партии не было. Фактически обязанности идеологического руководителя партии в соответствии с уставом должны были исполнять по очереди сопредседатели, в числе которых Шойгу, Шаймиев, Лужков. Так что перемены не столь радикальны, как кажутся на первый взгляд.
Тем более что глава генерального совета «единороссов» Александр Беспалов сохранил свое место. Слухи о том, что он будет смещен с партийной должности и переведен на руководство одной из правоохранительных структур, не сбылись. Больше того, генеральный совет по-прежнему будет заниматься партстроительством, кадрами и прочими «земными» вещами, тогда как высший совет, теперь уже во главе с Грызловым, -- идеологией. Впрочем, источники газеты «Время новостей» не исключают, что смещение Беспалова может произойти в недалеком будущем. Согласно уставу глава генполитсовета может быть сменен только съездом партии.
Возможно, такое постепенное перемещение вызвано и нежеланием г-на Грызлова расставаться с внутренними делами страны. Высший совет «Единой России» не относится к руководящим партийным органам, поэтому г-н Грызлов может быть его председателем, оставаясь беспартийным. А, будучи министром, он не имеет права обзаводиться партбилетом -- чиновники категории «А» должны быть беспартийными. Впрочем, ситуация может измениться. Как сообщил член генсовета партии Вячеслав Володин, в Госдуме готовятся поправки в закон о правительстве РФ, которые разрешат министрам заниматься партийной деятельностью.
Сами единороссы, комментируя назначение, уверяют, что партия лишь перестраивает свою структуру. Тот же Володин заявил журналистам, что ежегодное переизбрание сопредседателя высшего совета -- мероприятие плановое.
По мнению члена высшего совета Любови Слиски, слияние составляющих партию структур практически завершено, и теперь процесс управления требует единоначалия. Сложенная из четырех ориентированных на разные политические силы движений новая партия действительно нуждается в единоначалии. В ходе региональных выборов представители, к примеру «ОВР», зачастую поддерживают не тех кандидатов, которых рекомендует генсовет.
Политологи из фонда ИНДЕМ считают, что изменить ситуацию практически невозможно. По их мнению, «Единая Россия» напоминает басню Крылова «Квартет», и от кадрового голода в партии перестановка функционеров не спасет. По словам руководителя политологического отдела фонда Юрия Корчунюка, «создаются не реальные работающие органы, а декорации». С Грызловым реализуется многоходовая комбинация, задуманная в пору назначения его главой МВД. Из него пытаются сделать тяжеловеса, но таковым он не стал ни на посту министра, ни сменив Шойгу в высшем совете. Репутация Шойгу, Шаймиева, Лужкова зарабатывается не партийными перемещениями. Перемещение Грызлова -- задумка политтехнологов, которым повезло в 1999 году -- они создали партию из ничего. Сегодня они переоценили свои таланты, сделав пешку ферзем. Если бы можно было уговорить Лужкова или Шаймиева бросить нынешние посты, то из них бы получилось вылепить харизматическое лицо партии. Но ни один ни другой в здравом уме на это не пойдет».
В Центре Карнеги, наоборот, уверены, что кадровые перестановки вполне оправданы. Ранее у партии были заметные лидеры: забытый борец Александр Карелин и Сергей Шойгу, практически отошедший от партийных дел. Партия с лицом Беспалова не столь привлекательна. Однако и здесь считают, что действительно единой «Единую Россию» сделать не удастся. По словам члена научного совета Московского центра Карнеги Андрея Рябова, «среди властных структур многие хотят контролировать такой серьезный ресурс, как «Единая Россия». «Каждый хочет поставить туда людей, которыми можно манипулировать в предвыборной борьбе. Хотя даже если Грызлова сделают безусловным лидером, все равно ни одна из политических групп, ни питерская, ни московская, не сможет монополизировать влияние на «Единую Россию», -- считает г-н Рябов.
Время новостей ,
21.11.2002