Президенту Бушу придется учить стихи Пушкина. На следующей неделе его ждут в Царском селе. «My friends! Our union is beautiful», – скажет, например, президент США, предлагая российскому коллеге антииракский союз. А за это, как уже дал понять Белый дом, американское одобрение получат планы Путина по покорению Чечни.
По приглашению Владимира Путина Джордж Буш посетит Россию с рабочим визитом 22 ноября. Как сообщили в пресс-службе Кремля, переговоры глав государств пройдут в городе Пушкин под Санкт-Петербургом.
О том, что Путин и Буш встретятся в Царском селе, информированные источники в Кремле сообщили еще в начале этой недели. По их сведениям, программа визита предусматривает экскурсию по Екатерининскому дворцу и встречу со студентами Санкт-Петербургского государственного университета.
Путин и Буш уже отвечали на вопросы студентов юрфака СПГУ – во время первого визита президента США в мае этого года. Тогда получилась прекрасная встреча. Президенты много шутили. «Вы знаете, когда мы выходили из Эрмитажа, Пиотровский показал нам портрет Екатерины II. Буш хитро спросил, где портрет Потемкина. Так что задавайте ему вопросы посложнее, а мне – полегче», – говорил студентам Путин. «Так как господин президент все-таки является выпускником этого факультета, то сложные вопросы задавайте ему», – отвечал Буш.
Накануне первой поездки американский лидер взялся читать «Преступление и наказание» Достоевского. Теперь, видимо, придется читать стихи Пушкина, посвященные Царскосельскому лицею: «Друзья мои, прекрасен наш союз…» («My friends! Our union is beautiful»).
Впрочем, в этот двум президентам будет не до шуток.
Разумеется, главными темами переговоров станут Ирак и НАТО. Буш прилетит в Царское село прямо с саммита НАТО в Праге, который Москва демонстративно игнорирует – на этом саммите членами военно-политического союза станут бывшие республики Прибалтики. «Я считаю анахронизмом расширенческий курс», – заявил вчера помощник президента Сергей Ястржембский.
С Ираком тоже все непросто. С одной стороны, Россия проголосовала за резолюцию №1441, текст которой придумали американцы. С другой стороны, сразу после принятия резолюции в Вашингтоне стали игнорировать главный ее пункт, с помощью которого удалось заручиться поддержкой Москвы, – пункт о том, что если инспекторы встретят сопротивление со стороны режима Хусейна, то начать войну можно будет только после новой резолюции.
«ООН может собираться, но нам не нужно их разрешение для того, чтобы начать военные действия», – заявил глава аппарата Белого дома Эндрю Кард. «Необходимо скрупулезное выполнение всех положений данной резолюции всеми сторонами. Никто не должен ставить под сомнение способность международных инспекторов», – ответил на это министр обороны Сергей Иванов, побывавший вчера в Париже.
Еще Белый дом собирается включить в повестку переговоров Путина и Буша тему Чечни.
Правда, на этот раз американцы собираются не выражать озабоченность, а, напротив, всячески поддержать борьбу с чеченскими боевиками. «Президент Буш на саммите в Санкт-Петербурге с интересом ознакомится с планами российского руководства по стабилизации в Чечне, – неожиданно для всех сообщил посол США Александр Вершбоу. – Мы активно изучаем сейчас запросы России о включении нескольких чеченских организаций в список международных террористических группировок. За минувший год США многое сделали для того, чтобы остановить финансовую поддержку из третьих стран и со стороны террористических организаций, таких, как «Аль-Каида», чеченским сепаратистам».
Вообще-то, американский и российский президент должны были встретиться не в Царском селе, а в Лос-Кабосе, в Мексике, на саммите АТЭС, но этим планам помешал захват зрителей мюзикла «Норд-Ост». Так что можно понять, почему вашингтонская администрация подняла тему Чечни в контексте второй поездки Буша на родину президента Путина. Очевидно и то, что Чечня в разговорах двух президентов будет оставаться разменной монетой в более широкой борьбе за Ирак.
Газета.Ру ,
18.11.2002