В России может быть создан аналог американского ФБР. Даже с похожей аббревиатурой — ФСР, Федеральная служба расследований. Как стало известно “МК”, в Думу внесен законопроект, авторы которого предлагают собрать всех следователей — из ФСБ, МВД, Генпрокуратуры и Налоговой полиции — под одной крышей.
Разработчики проекта — депутаты Игорь Артемьев и Сергей Иваненко (“Яблоко”) — считают, что ведомственные интересы очень мешают работе следователей. К примеру, прокурор, контролирующий, все ли законно в ходе предварительного следствия, по сути контролирует сам себя, ведь следователь — сотрудник его аппарата...
Единая госструктура со своими территориальными управлениями в какой-то степени призвана стать аналогом ФБР — например, так же вести учет преступлений и преступников (милиции останется лишь регистрировать заявления граждан о криминальных происшествиях). Но ФБР в США — подразделение Минюста, а наша ФСР, по задумке депутатов, будет совершенно независима от всех органов исполнительной и законодательной власти. Право назначать директора службы сроком на пять лет и освобождать его от должности получает президент. Начальник службы, как говорится в проекте, должен будет дать присягу на Конституции.
Сотрудники ФСР, одетые за казенный счет в специальную форму, получат очень большие полномочия. И МВД, и ФСБ, и Налоговая полиция обязаны оказывать им содействие в организации слежки, прослушивания и прочих оперативных мероприятий. Перед следователем ФСР должны раскрываться двери даже самых закрытых военных объектов, ему нельзя не предоставить документы и материалы... А в отношениях с уголовным правом следователей предлагается наделить почти такой же неприкосновенностью, как судей или депутатов Госдумы. Кроме тех случаев, когда сотрудника ФСР схватили с поличным на месте преступления, возбудить уголовное дело против него после тщательной проверки фактов может лишь генпрокурор или другой прокурор, назначенный генеральным.
Новую структуру предполагается создать на основе старых кадров, а платить им будут примерно столько же, сколько платят следователям прокуратуры. Значит, проблема “кто будет следить за следователями ФСР” становится особенно актуальной. Сами авторы закона признают, что этот вопрос не до конца проработан.
Лишающиеся следственных управлений ФСБ, прокуратура, МВД и Налоговая полиция должны будут поделиться помещениями с вновь создаваемой ФСР. Базой для новой службы должно, видимо, стать МВД — потому что примерно 90% всех следователей в стране приписаны именно к этому ведомству.
Казалось бы, стоит ли обращать внимание на инициативу представителей маленькой фракции? Но в “Яблоке” говорят, что “опираются на либерально настроенную часть Администрации Президента”. И напоминают, что сам президент год назад говорил о целесообразности создания самостоятельного следственного органа. А зам. главы его администрации Дмитрий Козак, когда обсуждал с депутатами судебную реформу, не отвергал эту идею...
В нынешней Думе принятие закона зависит от позиции Кремля. Особенно если этот закон касается силовых и правоохранительных структур. Даже если Путин действительно считает, что подобного рода радикальная реформа необходима, едва ли за год до выборов он захочет идти на конфликт с правоохранительными ведомствами, спецслужбами и прокуратурой. Но, как говорит Сергей Иваненко, “надо начинать хотя бы обсуждение этой проблемы. Капля камень точит, а если ничего не делать лишь из тех соображений, что пока невозможно, то это не станет возможно никогда”.
МК ,
18.11.2002