В этом сезоне нашу музыкальную общественность ждут два громких юбилея: 24 января 50 лет исполняется Юрию Башмету, а 2 мая - столько же Валерию Гергиеву. Оба дружат, поэтому неудивительно, что Гергиев был обещан в качестве главного блюда на концерте из уже начавшегося юбилейного цикла Башмета в Большом зале консерватории. Увы, слушатели остались без горячего.
Перед началом концерта, который вполне в гергиевском духе задержали на двадцать минут, собравшиеся находились совершенно в разной степени осведомленности. Оркестранты БСО имени Чайковского, за которыми были второе и третье отделения, не исключали, что маэстро Гергиев подтянется к последней вещи - это был альтовый концерт Шнитке. Публика вообще ни о чем не подозревала и стреляла лишний билетик. И только немногие посвященные знали, что у Гергиева какие-то проблемы по стоматологической части и он не приедет.
Собственно, беда ведь не в том, что Гергиев оказался не титаном, а нормальным, подверженным болезням человеком. Беда в том, что его имя вовремя не заклеили на афише и не вычеркнули из программки - как это принято у цивилизованных людей. В результате, уже отыграв со своими "Солистами Москвы" в первом отделении Камерную симфонию Шостаковича, Башмет сказал слушателям правду, немного ее даже драматизировав. "Только что звонил Валерий Абисалович, - рассказал со сцены Башмет, - ему делают операцию, он очень переживает, он с нами душой, а нас выручает Александр Скульский, дирижер из Нижнего Новгорода".
Не то чтобы отсутствие Гергиева как-то умалило достоинства самого Башмета, которому кроме многократно игранного им Шнитке предстояла в этот вечер еще и московская премьера великолепного Концерта для скрипки и альта Бриттена (партию скрипки исполняла концертмейстер "Солистов Москвы" Елена Ревич). Но оттенок досады повис в воздухе, и к концу мероприятия он так и не выветрился. Программа ведь была придумана именно на Гергиева, и его незримое присутствие постоянно чувствовалось за спиной ни в чем не повинного Скульского (участника, между прочим, российской премьеры бриттеновского концерта). Так прямо и представлялось, как бы тут Гергиев ухнул медью, а там бы - погнал весь оркестр галопом. И ни Башмет, ни тем более Скульский это сослагательное наклонение так и не смогли ничем перешибить.
Известия ,
12.11.2002