Об этом сообщил в «Комсомолку» читатель-питерец, живший в одном подъезде с боевиками. Они исчезли за три дня до теракта...
Он назвался Юрием, автомастером. Мы проверили его информацию. И узнали: дочь позвонившего второй день опрашивается питерской ФСБ. Она единственная из соседей, кто совсем недавно заходил в «нехорошую» квартиру - в качестве счетчика Всероссийской переписи.
Неужели в Петербурге была перевалочная база бандгруппы, захватившей «Норд-Ост»?
- Вы уверены, что не обознались? - спрашиваем у Юрия.
- Абсолютно уверен, - говорит он, показывая на фото в «Комсомолке», где убитая женщина-камикадзе лежит, перекинувшись через кресло. - Она и еще несколько чеченцев снимали квартиру в нашем подъезде, этажом выше. За три дня до теракта в Москве они съехали с квартиры, долго таскали тюки в микроавтобус. Моя дочка запомнила номер машины: цифры - «018».
- Я пошел в наше отделение милиции, - продолжает Юрий. - Говорю, мол, у меня есть важная информация. Дежурный: заявляйте! Ему я ничего говорить не стал, и меня отвели к следователю. И тут выясняется совершенно дикая информация. Следователь показывает мне фоторобот организатора взрыва в Каспийске. И я этого мужчину тоже узнаю! Я его видел, вот как вас! Потом следователь сообщает мне, что до теракта в Дагестане эти люди жили в нашем доме, квартира была на каком-то особом контроле. А потом этот контроль сняли! Позавчера, после моего заявления, дочку вызывают в ФСБ, и не просто вызывают, а увозят и привозят домой в машине. Вызывали еще соседку, с двух до девяти вечера она у них была. Но дочка видела соседей лучше всех - она же их переписывала!
...Юрий обратил внимание на эту странную квартиру еще ранней весной.
- Похоже, что кавказцы в ней жили вахтовым методом. Лица все время сменялись. Я живу этажом ниже, поэтому мне приходилось все время ездить с ними в лифте. Были очень вежливые и интеллигентные люди, вполне европейской внешности. А были и настоящие звери с виду...
- Почему они поселились в этой квартире? Купили?
- Снимали. (Как нам удалось выяснить, квартира принадлежала археологу, после его смерти квартиру унаследовал сын, работающий охранником. - Ред.). Таскали мешки и тюки, приезжали все время на разных машинах. Были у них и женщины - две или три. Потом началась перепись, и дочка, студентка, взяла переписывать наш дом. Пошла к ним. Они ее пустили. Пустая квартира, сидят на полу, на коврике. Предложили чай. Дочь все записывала с их слов, документы они не предъявляли. Один из мужчин назвался чеченцем, другой - адыгом. Третий не переписывался, а кого-то обзванивал по длинному списку телефонов. Женщин они загнали на кухню, когда дочка была в квартире. Женщины не переписывались. Они странные были. Я в лифте этих женщин спрашиваю: вам седьмой этаж? Они закатили глаза - и что-то про небо, про седьмое небо! Говорят, как будто сами с собой.
- Не страшно про это рассказывать?
- Страшно, что мы с этими людьми жили бок о бок.
Дворник Рагнеза Александровна:
За два дня до отъезда их женщины переоделись в черное...
- В трехкомнатной квартире на седьмом этаже поселились две пары. Я так понимаю, две семьи, одна - с грудным ребенком. Одна пара - молоденькая девушка лет 19 и парень 26 лет. Он сухощавый, невысокого роста, с бородкой. Другая пара - низкорослые и коренастые.
- Чей ребеночек, точно не знаю, они его по очереди в одеяльце носили, - сообщила Рагнеза Александровна. - Мужчины ничем не выделялись. А вот женщины одевались очень своеобразно - по-восточному. Несмотря на жару, в августе ходили в длинных платьях, а лица прикрывали шарфами. И знаете, они все время в светлом ходили, а за два дня до отъезда переоделись во все черное. Я постеснялась спросить, не случилось ли чего. А только потом узнала, что они надевают траур, когда чувствуют скорую смерть... К ним все время люди ходили кавказской национальности. Иногда слышала, как они пели. Песни какие-то протяжные.
А потом они как-то быстро уехали - дня за три до теракта московского. Я во дворе убиралась, а они вещи выносили. Ребеночка вынесли, завернутого в светлое одеяльце, плакал он. Не знаю, кто у них, мальчик или девочка, - не спрашивала... Худенький, что с бородкой, попрощался со мной, улыбнулся на прощание.
КОММЕНТАРИЙ МИЛИЦИИ
Начальник 63-го отдела милиции Сергей БУРОВ (Санкт-Петербург):
- Сигнал из этого дома действительно поступал. К нам обратились жители, сказали, что проживающие ранее у них чеченцы и террористы, захватившие московский театральный комплекс «Норд-Ост», - одно лицо. Сигнал проверяем и отрабатываем. О результатах говорить пока рано, так как заявление поступило к нам всего три дня назад. О результатах сообщим дополнительно.
Соседка Елизавета Павловна:
После теракта в Каспийске этих чеченцев проверяли милиционеры
Соседка по квартире Елизавета Павловна утверждает, что квартиранты жили здесь с апреля нынешнего года:
- Люди смирные, ничего плохого про них сказать не могу. Да я их почти и не видела. И мне кажется, они постоянно менялись. То много народу, то мало, то вообще никого. В последнее время две пары жили и маленький ребенок. Только лица женщин я не разглядела, они их прикрывают все время, как будто чего-то боятся.
А еще пару месяцев назад к ним люди приезжали с мешками. Мужчина-кавказец, на каждом этаже останавливался, искал нужную квартиру. Потом на наш этаж приехал. Я дверь-то и приоткрыла. Он увидел нужный номер, вздохнул с облегчением, взвалил матерчатый мешок на плечи и позвонил в дверь. Что было в мешке, не знаю, но что-то тяжелое... Мы еще перепугались тогда: вот дал Бог нам соседей, а вдруг у них взрывчатка там? Правда, 9 мая (после взрыва в Каспийске. - Ред.) к ним приходили милиционеры с проверкой. Вроде бы все нормально, никого из чеченцев не забрали.
Комсомольская правда-СПб ,
4.11.2002