Культовая виртуальная героиня, «самая классная дура на свете» (так называют Масяню ее поклонники на форуме сайта mult.ru), в новом телевизионном сезоне поселилась в программе «Намедни» на НТВ. «Папа» непутевой девчонки — питерский художник Олег Куваев еще полгода назад говорил, что ноги его (или ее) не будет на ТВ. Разовое появление хулиганки в «Ночной смене» Дмитрия Диброва не в счет. Но Леонид Парфенов сделал предложение, от которого Куваев не смог отказаться. И продал НТВ права на премьерный показ мультфильмов аж до марта 2005 года. Почему?
— Эта работа для нас — любопытный эксперимент. Мы решили не химичить на кухне, а заняться делом более серьезно. Руководство телеканала обещало не вмешиваться в творческую деятельность.
— Вас это радует?
— И пугает одновременно. Нам почему-то полностью доверяют. А я бы нам доверять не стал.
— Во как! Это самобичевание или просто кокетство?
— Я и сам не знаю. Я вообще не очень дружу с однозначностью. Как прирожденный дзэн-буддист. Поэтому сразу предупреждаю: любое интервью со мной — фуфло. Потому что в другом настроении я на те же вопросы отвечу иначе, и это тоже будет правда.
— То есть бессмысленно спрашивать, почему вы согласились на эфир, который, как вы выражались, «на фиг Масяне не нужен»?
— Вы уже спросили. Дело в том, что я телевидение не люблю в принципе. Оно так устроено, что может показывать только бездарные вещи. Ну разве реально 24 часа в сутки крутить шедевры? Там 90 процентов фуфла.
— Мультики придется адаптировать для ТВ-показа? Делать Масяню положительной, например отучать от сигареты?
— Масяня не может быть хорошей. Она все-таки персонаж... очаровательный, но по большому счету отрицательный. Любить женщину, хотя бы и нарисованную, — не значит ее идеализировать. Лимонов ведь любит Эдичку, но нарочно создает образ отрицательный. Масяня не положительна, потому что абсолютно положительным может быть только труп. А живой человек грешен. Я Масяню не придумал, она сама пришла из жизни.
— Она на вас похожа. Признайтесь: вы создали свой автопортрет?
— Ну не знаю, не знаю. Многие говорят об этом, когда со мной общаются — я же все мультфильмы озвучиваю. Конечно, это совсем не я. Масяня — это городской стереотип. Типажей ярких много я знаю, они все разные. Масяня — один из них.
— А чем она по жизни занимается, сколько ей лет?
— Черт ее знает. От 17 до 30, а то и старше бывает. По поводу занятий — тут полный хаос. Когда учится, когда работает, когда еще чего-то делает. Так на самом деле и надо жить. Глупо придерживаться шаблона школа—институт—офис—гроб. Надо делать в каждый момент жизни, что хочешь.
— За это ее и полюбили?
— Не знаю. Кто знает, за что любят? Она просто свободный человек, а свободу уж каждый по-своему понимает. Успех Масяни, мне сейчас в голову пришло, совершенно просто объясняется: у нее нет конкурентов. На Западе таких проектов до фигища. А у нас она одна, словно в ночи сосна... или луна?
— Так вы монополист! Бизнес неплохой, наверное, делаете?
— Ага. Майки продаем с Масяней, футболки (смеется). На самом деле я человек совсем не бизнесовый. На переговорах больше получаса высидеть не могу. Мне очень сразу курить хочется, «по-маленькому» выйти. Слава Богу, прошло время, когда надо было часами разговаривать, искать типа инвесторов. Это было отвратительно. Теперь надо поддерживать дело, развиваться надо. Чтобы хотя бы содержать все это.
— Лукавите, Олег. Наверняка вы ужасно деловой.
— Серьезно, я чистый хулиган. Это при создании Бивиса и Батхеда целая группа психологов репу чесала: персонажей разрабатывала, лексику придумывала. А для нас Масяня — проект, сделанный абсолютно искренне и на сто процентов для себя.
— И вы как автор должны в обязательном порядке тексты все придумывать?
— На самом деле сотрудничество с НТВ обязывает каждую неделю что-то новое делать. Нынешний дисциплинирующий фактор и темпы производства бодрят. Когда Масяня только в Интернете жила, я так не парился: если б я вывешивал на сайт мультики со строгой периодичностью, он бы рухнул от наплыва посетителей.
Что касается придумывания... Я не выдумываю ничего. Я живу в этом. Вот, например, монолог Масяни из мульта «Экскурсия по Петербургу», который пресса и телевидение назвали антигубернаторским, мне таксист наговорил. Я домой спешил, а весь район перекопали, ну я машину и поймал. А таксист болтливый попался, скотина. Они все болтливые, как черт-те что. Пришлось поразговаривать. У меня тут книжка лежит, вся исписана его речью. У меня даже блокнота нет. Диктофон надо купить, блин. На самом деле есть идея — делать городские зарисовки, вживую писать голоса персонажей.
— Что-то у вас все помыслы только о Масяне. А о некоммерческой живописи, которая раньше была основным вашим занятием, вы сейчас помышляете?
— Редко. Моя художественная галерея в Германии загнулась, а тут арт-рынка нет. Чтобы работать на нем, надо его одновременно строить. А то уже стали приходить толстопузые идиоты с вопросами типа: «Нет ли у тебя картин, где нарисована Масяня?» Это отвратительно. Вот и лежат мои прошлые работы тут, в офисе, мертвым грузом.
Собеседник ,
15.10.2002