|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Миронов прогнозирует "Единой России" маргинальное будущее
9.10.2002 00:01
В последнее время партия "Единая Россия" весьма активизировалась. Причем это касается не только предложений об изменении "проходного балла" для партий в Государственную Думу с 5% до 12,5%, но и явных претензий "единороссов" на политическое лидерство в верхней палате парламента. Возможен ли передел сфер влияния в СФ? Чем можно объяснить радикальные попытки "Единой России" по изменению избирательного законодательства? Не является ли это первым шагом к расшатыванию демократических устоев государства? На эти и другие вопросы "НГ" отвечает председатель Совета Федерации Сергей Миронов.
- Сергей Михайлович, после того как "Единая Россия" провела демонстративное вручение партийных билетов членам Совета Федерации, все заговорили о переделе власти в верхней палате парламента и образовании политического большинства. Насколько, по-вашему, оправданны эти опасения? - С точки зрения создания политического большинства нет никаких опасений, поскольку "Единая Россия" четко заявляет свою позицию пропрезидентской партии. Я не скрываю, что полностью поддерживаю линию президента и в этом смысле не может быть никакой опасности. Что же касается формального создания фракций - у нас есть запрет на это в регламенте. Регламент меняется большинством членов Совета Федерации. Если мои коллеги сочтут, что необходимо открыть этот "шлюз" - разрешить создание фракций, - пожалуйста. Но при этом надо помнить, что в этом случае "Единая Россия" будет не единственной фракцией. Возникнет довольно крупная фракция КПРФ, немедленно станут возникать фракции других партий. В этом смысле не надо тешить себя иллюзиями. Если мы хотим растащить Совет Федерации по партийным углам, если хотим, чтобы верхняя палата стала Думой-дубль два, - ради бога. Но я не сомневаюсь в том, что в настоящий момент большинство моих коллег считают категорический запрет на создание фракций разумным. - Но в связи с этим стали говорить даже о претензии Александра Беспалова на спикерство... - В конце концов сама процедура вручения партийных билетов "Единой России" прошла не в стенах Совета Федерации. Я даже не интересовался, кто получил членские билеты. Александр Беспалов хорошо занимается партийным строительством, и по большому счету мы с ним единомышленники. По всем принципиальным вопросам государственного строительства мы занимаем одинаковые позиции. Я не боюсь перетрясок в том случае, если они приведут к улучшению эффективности работы Совета Федерации. - Руководство "Единой России" на днях предложило увеличить проходной балл для партий в Государственную Думу до 12,5%. Понятно, что это фактическое превращение нижней палаты парламента в двухпартийный орган. - Я, честно говоря, был очень удивлен этим предложением по одной простой причине. В последнее время наблюдается постоянный искус изменять те или иные законы "под себя". Хочу посоветовать: забудьте о себе. Законы пишутся не исходя из политической коньюнктуры и не на один день. Ситуация может измениться через год или пять лет, и какой-нибудь новой политической силе, которая сегодня только-только становится на ноги, а через 20 лет будет мощной и монолитной, нужно будет заявить о себе. Но ей этого просто не дадут, ее задушат этими 12,5 процентами. Ведь может быть и такое, что те, кто сейчас предлагает такой "проходной балл", в конце концов окажутся на обочине политической жизни. И те, кто считают, что, убрав таким образом правых, которые имеют свой электорат, они получат больше власти, ошибаются. Это лишь заставит другие партии мобилизоваться. К примеру, в таком случае, "ЯБЛОКО" и СПС обязательно объединятся и получат 20%. А дальше станут выдавливать центристов. Если "Единая Россия" этого хочет - она это получит. Но это политическая ошибка. Это политическая недальновидность. Сейчас никто не сомневается, что "Единая Россия" наберет на выборах 2003 года очень большой процент. Но не факт, что в 2007 году эта партия будет существовать. Да и за год до выборов могут произойти разные события. Совершенно очевидно, что эти предложения являются результатом субъективных ощущений своей силы и желания убрать конкурента. Но никто не знает, с кем он будет конкурировать и с кем останется через год. Это свидетельство нашего правового бескультурья. Это политическая конъюнктура. - Чем, на ваш взгляд, можно объяснить инициативы "Единой России", в частности, генсека Александра Беспалова, которые так шокируют общество? Ведь при этом "единороссы" постоянно заявляют о том, что Владимир Путин непременно вступит в их партию. - Что касается президента, то это вопрос исключительно к нему самому. Что же до предложений "Единой России", то эту бы энергию, да в мирное русло. Действительно, почти все идеи генсека "единороссов" носят абсолютно радикальный характер. Но сам факт поиска оптимальной идеи - факт позитивный. Беспалов выступает как бы катализатором общественной мысли. Некоторые его высказывания, как это ни странно прозвучит, сродни инициативам Жириновского. Сначала озвучивается какая-то мысль, общественность ее отвергает, но тем не менее задумывается о поставленной проблеме. - Скоро Совету Федерации предстоит анализировать и обсуждать итоги комиссии Дмитрия Козака. Каковы ваши промежуточные выводы об этой работе? В частности, какую позицию вы займете в вопросе перераспределения доходов и налогов между Центром и регионами? - Я считаю крайне необходимым двигаться в сторону выравнивания хотя бы 50% на 50%. Это надо делать в рамках подготовки бюджета 2004 года. Сейчас же менять ничего не надо, бюджет-2003 - жесткий и прагматичный. Его необходимо принять с теми параметрами, которые заложены правительством, как бы тяжело ни было регионам. Но в рамках рассмотрения бюджета на следующий год необходимо рассмотреть возможность в перспективе вернуть регионам часть доходов, поскольку в субъектах складывается очень тяжелая ситуация. Я это знаю не понаслышке - сам ездил по регионам и считаю крайне важным пересмотреть систему распределения доходов и добавить в пользу регионов. Что же касается пакета законов комиссии Дмитрия Козака, то пока официально ни один проект не внесен. Более того, когда мы попытались обсудить проект закона о местном самоуправлении, Козак показал нам новую, уже четвертую редакцию законопроекта, где все было перечеркнуто и переписано от руки. Так что говорить пока не о чем - чистовая работа комиссии пока не завершена. - Какова ваша позиция относительно возможности отмены выборов губернаторов? Ведь история с назначением Александра Хлопонина указом президента - событие явно неоднозначное, с далеко идущими последствиями... - Что касается Красноярска, то прозвучал действительно очень серьезный звонок, если не колокол. Даже несмотря на то, что недавно мы внесли изменения в закон о гарантиях избирательных прав граждан, до совершенства этому документу еще очень и очень далеко. Отмена результатов выборов должна проходить только через суд. Никакого права у избирательных комиссий принимать такого рода решения быть не должно. Так что надо срочно вносить в закон поправки, чтобы таких случаев впредь не было. Мы помним о том, что у нас есть избирательное право, Конституция. И государство должно обеспечить гражданам России право выбирать свободно, без всякого нажима откуда то ни было. - Позавчера Законодательное собрание Республики Тува выбрало в качестве своего представителя в Совете Федерации Людмилу Нарусову. Получается, что отныне этот регион не представлен в верхней палате парламента коренными жителями региона. - Зная Людмилу Борисовну, могу сказать - энергичная и умная женщина, которая может принести пользу на этом посту той республике, которую она будет представлять. И в этой связи факт выдвижения Нарусовой меня не удивляет. Вообще же нет ничего плохого в том, что регионы ищут себе лоббиста в федеральных структурах. И вопрос о том, кто представляет Туву, - это вопрос к коллегам из Тувы. На самом деле в политике иногда нужно быть больше прагматиком, чем региональным патриотом.
Независимая газета ,
9.10.2002
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |